Что такое современное образование
Пять ключевых характеристик от методистов Центра преподавательского мастерства ВШМ СПбГУ.
1
Современное образование готовит людей, которые захотят и смогут переобучаться в будущем
Знания о мире постоянно накапливаются, профессиональные стандарты обновляются. Даже в самых стабильных академических направлениях специалистам необходимо осваивать новые технологии и адаптироваться к меняющейся реальности.
2
Современное образование даёт базу — принцип, а не готовое решение
Действия по строгим алгоритмам важны, но студентам не менее важно понимать, зачем нужен каждый этап. Так, в ситуации внезапной неопределённости они смогут корректно интерпретировать и применить алгоритм.

Например, когда студенты-медики учатся останавливать кровотечение, они знают чёткий клинический алгоритм действий, но в то же время понимают принцип работы организма. Именно поэтому они способны при необходимости оказать первую помощь подручными средствами.
3
Современное образование формирует понимание, а не просто передаёт информацию
Знания устаревают: в некоторых дисциплинах то, что студенты узнали буквально год или два назад, может уже потерять актуальность. Поэтому понимание принципов — более долгосрочное и ценное «вложение», чем набор готовых решений.
4
Современное образование формирует самостоятельность в принятии решений
Если всё вокруг меняется, нельзя рассчитывать, что для каждой новой ситуации появится готовый алгоритм. Значит, студент должен уметь действовать самостоятельно — и на основе собственного опыта и представлений о мире формировать новое знание и новые подходы.
5
Современное образование развивает навыки коммуникации — с другими и с самим собой
Когда мир меняется, единственная опора, которая остаётся у человека, — это другие люди, вместе с которыми он может решать новые задачи. Именно поэтому растёт значение мягких навыков: умения работать в команде, слушать и слышать коллег.

В то же время тревога и постоянная необходимость меняться требуют особой внимательности к самому себе — умения замечать усталость, выгорание и вовремя помогать себе.
Преподаватель сегодня — не просто эксперт, носитель знания. Во-первых, сами знания доступны студентам в огромных объёмах, но им сложно сориентироваться, что верно, а что нет, и как эти знания применять. Во-вторых, знания быстро устаревают.

Преподаватель становится наставником, фасилитатором. А студент — активным участником обучения. Задача современного преподавателя — провести студента через свою предметную область, показать возможности, дать инструменты, с которыми он сможет дальше двигаться самостоятельно и адаптироваться к изменениям.