В процессе командной работы любая группа проходит через одни и те же этапы. Так происходит со всеми, и нет никакого способа этого избежать. Хорошие новости: для каждого этапа есть оптимальные форматы и инструменты.
1
Формирование группы (Forming) — возникновение коллектива
Представьте, вы входите в аудиторию. Все сидят молча, поодиночке, поближе к своим вещам и подальше друг от друга. Студенты присматриваются и выбирают, кому здесь можно доверять.
→Особенности этапа: студенты стесняются друг друга и преподавателя, активность группы небольшая. Они следуют правилам, задают мало вопросов и не высказывают возражений.
→Роль преподавателя:лидер и авторитет.
2
Конфликт, шторм или столкновение (Storming) — распределение ролей, притирка и адаптация коллектива
Студенты уже не сторонятся друг друга. Они объединяются в пары или небольшие компании, их общение становится более эмоциональным. Вы даёте задание, они включаются в работу, но вместо результата — спорят, отвлекаются от темы и отступают от правил. Студенты вникают в процесс обучения, стараются понять, как работать вместе, у них появляется много вопросов, уточнений и возражений не по делу.
→Особенности этапа: прогресс малозаметен или отсутствует вовсе, возникают сомнения и недовольство. На занятиях возможны споры, конфликты, проявления конкуренции. Задания могут выполняться невнимательно, студенческая активность не всегда конструктивна.
→Роль преподавателя:лидер, хранитель правил, медиатор и модератор.
Шторм может проходить громко, а может — в виде молчаливого бунта, когда студенты просто не приходят на занятия или не выполняют задания.
3
Нормализация работы (Norming) — начало работы в соответствии с установленными ролями и правилами
Роли неизбежно распределяются, возникают формальные и неформальные правила взаимодействия, обучение начинает входить в колею стабильности.
→Особенности этапа: студенты привыкают друг к другу и ищут точки соприкосновения.
→Роль преподавателя:мотиватор, наблюдатель и фасилитатор.
4
Активная работа (Performing) — устойчивая работа на результат
Студенты обретают уверенность. Группа обладает максимальной работоспособностью и готова к сложным задачам.
→Особенности этапа: участники адаптировались, доверяют друг другу и стремятся к сотрудничеству. Атмосфера в группе спокойная, настроение — максимально продуктивное. Правила соблюдаются и иногда корректируются под запросы группы.
Студенты задаются внутренним вопросом: «А что это, собственно, было?» И делают вывод о том, как всё прошло, оценивают, достигли ли они поставленных целей.
→Особенности этапа: у студентов, как и у всех людей в целом, есть потребность в завершённости. Они готовы осмыслить пройденный путь.
→Роль преподавателя:консультант, организатор.
Каждый из пяти этапов занимает определённое время — при проектировании можно ориентироваться на примерные пропорции (многое зависит от контекста, команды и задач):
формирование группы ≈ 15%
столкновение ≈ 15%
нормализация и активная работа ≈ 60%
распад группы ≈ 10%
Студенты могут с разной скоростью проходить этапы (возможна ситуация, когда кто-то уже готов к активной работе, а кто-то ещё не до конца прошёл через сомнения).
Новые студенты, преподаватели или дисциплины вносят откат, но сформировавшаяся группа будет проходить все этапы быстрее, и процент времени на продуктивную работу увеличится.
Как SSDL и модель Такмана работают вместе — в коротком видео:
00:00:00 Модель самоуправляемого обучения: как меняется роль преподавателя и мотивация студентов на разных этапах обучения
00:05:25 Модель Такмана: как работает групповая динамика в обучении
00:11:33 — Что делать преподавателю на каждом этапе обучения: конкретные приёмы, которые удерживают мотивацию и продуктивность группы
Групповая динамика и самоуправляемое обучение
Проверенные модели, с которыми вы сможете управлять мотивацией своих студентов, вне зависимости от их возраста и профессионального опыта