Команда Центра преподавательского мастерства ВШМ СПбГУ делится конкретными задачами, которые уже сегодня может решать ИИ на разных этапах образовательного процесса
Анализ вводных и разработка дисциплины — от дизайна и проектирования образовательного опыта студента до подготовки контента асинхронных курсов (ИИ — в роли ассистента преподавателя)
▫️погружение в тему курса и систематизация информации
▫️проектирование курса: разработка структуры дисциплины, создание шаблона программы курса, плана занятий, проверочных и раздаточных материалов
▫️формирование матрицы компетенций
▫️создание и упаковка контента асинхронного курса
▫️персонализация и адаптация курса для разных групп или отдельных студентов
Проведение занятий — подготовка плана занятия и контента курса, мотивация студентов, удержание их внимания и повышение вовлеченности
▫️подготовка к занятию (разработка сценария, подбор методических приёмов, создание и упаковка контента синхронных курсов)
▫️геймификация занятий
▫️персонализация, адаптация занятия под дополнительные потребности, поддержка студента на занятии
▫️обучение студентов навыкам использования ИИ
▫️оцифровка материалов занятия
Оценивание (ИИ автоматизирует рутинные аспекты оценивания работ и расширяет возможности образовательной аналитики)
▫️разработка методики оценивания и создание оценочных материалов
▫️проверка работы и выставление оценки
ИИ эффективно обрабатывает стандартные задания, сравнивая ответы студентов с заранее заданными правильными вариантами.
Также ИИ-алгоритмы могут оценивать письменные работы, анализируя структуру, грамматику, стиль и соответствие заданным критериям, что позволяет преподавателям сосредоточиться на содержательной части работ, а не на формальностях.
И в завершение — что ещё стоит знать про ИИ. Результаты наших экспериментов с языковыми моделями:
— ИИ иногда врёт
— ИИ иногда грубит и выдаёт непредсказуемый результат
— ИИ «мыслит позитивно», у модели нет критического мышления и логики
— ИИ может противоречить сам себе
Языковые модели лучше всего справляются с теми задачами, для которых предназначены, — с генерацией контента. И эту функцию нейросетей можно применять для разных образовательных задач (от генерации тестов и контента по курсу до разработки дизайна урока).
Однако не стоит забывать, что ИИ — лишь ассистент и помощник, в работе с которым важно сохранять критическое мышление и перепроверять ответы, если возникают сомнения.