Особенности гибридного формата
- Многомерный характер образовательной деятельности, где соединяются несколько образовательных пространств, в которых может действовать студент: аудитория, онлайн и асинхрон.
- Акцент на субъектности студента, то есть выбор студента и построенный на его основе персональный трек становятся компонентами содержания образования.
- Высокая технологичность, которая позволяет студенту совмещать различные пространства.
Основные принципы организации обучения в гибридной среде
Интеркоммуникативность: основа обучения — интерактивное действие и общение студентов друг с другом, с преподавателем, цифровыми ресурсами.
Мультиформатность: программа, образовательный сценарий и содержание одномоментно обеспечивают условия для разных способов образовательной коммуникации и разных типов студентов.
Самонаправляемость: студент — субъект образовательной деятельности, т. е. со-проектировщик программы, содержания и даже технологий обучения.
«Умная» персонализация: содержание образования, форматы, образовательная среда — работают на формирование компетенций конкретного студента на основании собираемых цифровых следов и данных.
Мультиформатность: программа, образовательный сценарий и содержание одномоментно обеспечивают условия для разных способов образовательной коммуникации и разных типов студентов.
Самонаправляемость: студент — субъект образовательной деятельности, т. е. со-проектировщик программы, содержания и даже технологий обучения.
«Умная» персонализация: содержание образования, форматы, образовательная среда — работают на формирование компетенций конкретного студента на основании собираемых цифровых следов и данных.
Основные методические приёмы
- Три потока — проектировать образовательный контент и сценарий события с учётом деятельности студентов в трёх потоках (в аудитории, онлайн и асинхронно).
- Обратная связь — предусматривать регулярную и частую обратную связь со студентами как для проверки сохранения вовлечённости, так и для реализации принципов конструктивного выравнивания.
- Порционный контент — структурировать учебный контент порционно, давая возможность студенту поэтапно работать и осваивать содержание, что также повышает продуктивность асинхронной работы.
- Интерактивный формат — заметную долю событий реализовывать в интерактивном формате, давая возможность студентам субъектно и активно действовать внутри курса и события.
- Конструктивное выравнивание — преподаватель, среда, программа, сценарий готовы к переменам и доработке в ходе реализации.
- Образовательный опыт — при проектировании программ и занятий ориентироваться на то, как студент «проживает» их и какой получает опыт.
Модель для сборки гибридного обучения — осмысление
Ключевое учебное действие здесь — анализ и проблематизация содержания. Особенно подойдёт для лекций, мастер-классов или практикумов. Отправная точка — формулирование проблемного вопроса, решение которого и будет составлять всю логику образовательного события. Как правило, постановка проблемы начинается с постановки триггера — задачи, которая требует аналитического разбора и поиска решений.
Важная часть запуска осмысления — обсуждение и «раскачка». Это позволяет студентам сформировать первичное отношение к проблеме или рассматриваемой теме и создать свой список вопросов (непониманий). Задача данного шага — переместить студентов в рефлексивную позицию до начала работы с содержанием (это позволяет значительно повысить уровень их вовлеченности).
Важная часть запуска осмысления — обсуждение и «раскачка». Это позволяет студентам сформировать первичное отношение к проблеме или рассматриваемой теме и создать свой список вопросов (непониманий). Задача данного шага — переместить студентов в рефлексивную позицию до начала работы с содержанием (это позволяет значительно повысить уровень их вовлеченности).
Модель для сборки гибридного обучения — интеракция
Модель строится на обучении через различные формы взаимодействия студентов между собой и активно использует формат «перевернутого класса». Образовательная деятельность студентов начинается ещё до начала непосредственной встречи с преподавателем. Преподаватель отправляет заранее подготовленный учебный контент для предварительной самостоятельной работы студентов.
Такой контент снабжается проблемным вопросом или заданием, что обеспечивает возможность предварительной проблематизации содержания. Именно с этим содержанием уже в ходе образовательного события будет проведена детальная работа. Главная цель такого контента — не выполнение домашнего задания, а подготовка студента к обсуждению и дискуссии. Важный компонент здесь — промежуточная и обобщающая фиксация результатов взаимодействия и обсуждений.
Такой контент снабжается проблемным вопросом или заданием, что обеспечивает возможность предварительной проблематизации содержания. Именно с этим содержанием уже в ходе образовательного события будет проведена детальная работа. Главная цель такого контента — не выполнение домашнего задания, а подготовка студента к обсуждению и дискуссии. Важный компонент здесь — промежуточная и обобщающая фиксация результатов взаимодействия и обсуждений.
Модель для сборки гибридного обучения — проба
Проба ориентирована на формирование образовательного опыта студентов через имитационное действие. Модель позволяет смоделировать деятельность, выполняя проект или проводя исследование.
Стартовая точка определяется по-разному. Если реализуется проект, то старт — это постановка проектной задачи (какой «продукт» должен быть сформирован в итоге занятия). Если проводится исследование, то старт — это поисковая задача (какая гипотеза должна быть проверена).
Для работы с задачей («продуктовой» или поисковой) особенно полезной может быть командная работа. На старте формируются команды и определяются общие правила. После — анализ и обсуждение промежуточных точек движения. А в завершение — результаты проектной или исследовательской деятельности.
Стартовая точка определяется по-разному. Если реализуется проект, то старт — это постановка проектной задачи (какой «продукт» должен быть сформирован в итоге занятия). Если проводится исследование, то старт — это поисковая задача (какая гипотеза должна быть проверена).
Для работы с задачей («продуктовой» или поисковой) особенно полезной может быть командная работа. На старте формируются команды и определяются общие правила. После — анализ и обсуждение промежуточных точек движения. А в завершение — результаты проектной или исследовательской деятельности.
Обязательный элемент каждой модели — рефлексия
Любое образовательное событие, лекция, семинар, проектная работа — совершенно любое учебное действие оказывается многократно продуктивнее, если в нём есть форма обратной связи.
Рефлексию и обратную связь как инструмент осмысления можно встраивать не только под конец, но и во время образовательного события. Она позволяет студентам «закрепляться» в своём движении, видеть прогресс и рост, а также же места, которые требуют уточнения. Именно рефлексия даёт возможность на практике реализовывать принципы «конструктивного выравнивания», когда выявленная динамика активности студентов определяет систему результатов и средства их формирования. При этом обратная связь и осмысление полезны и в экспресс-форматах. Иногда достаточно короткого опроса или диалога в чате.
Рефлексию и обратную связь как инструмент осмысления можно встраивать не только под конец, но и во время образовательного события. Она позволяет студентам «закрепляться» в своём движении, видеть прогресс и рост, а также же места, которые требуют уточнения. Именно рефлексия даёт возможность на практике реализовывать принципы «конструктивного выравнивания», когда выявленная динамика активности студентов определяет систему результатов и средства их формирования. При этом обратная связь и осмысление полезны и в экспресс-форматах. Иногда достаточно короткого опроса или диалога в чате.