ИИ и цифровые инструменты

Что помогает преподавателю формировать «точки опоры» для работы с ИИ

Саммари со встречи дискуссионного клуба Method.GSOM

Общие принципы этики в сфере ИИ (и понимание, когда они не соблюдаются):

▫️человеко-ориентированный подход и отсутствие дискриминации (примеры дискриминации у ИИ появляются часто, это в большей мере связано с данными, на которых обучалась нейросеть)

▫️прозрачная оценка рисков и подотчётность ИИ (в большинстве стран отсутствует порядок регулирования)

▫️соответствие законодательству и информационная безопасность (некоторые сервисы на базе ИИ открыто заявляют о сборе данных)

▫️ответственность на человеке (за все последствия работы с ИИ всегда отвечает человек)

Базовая ИИ-грамотность

Нейросети галлюцинируют и не всегда дают корректный результат. И здесь важно помнить два правила:

◾️ответ любых чат-ботов — «зеркало вопроса» (чем больше деталей и контекста, тем вероятнее получить качественный результат)

◾️«на чём ИИ учили, то и получили» (не все источники в интернете, на которые ссылается нейросеть, могут быть полными и достоверными, а чтобы самостоятельно обучить ИИ и избежать искажений, нужно использовать проверенные и разнообразные данные)

Фреймворк для принятия решения, предлагать ли студентам использовать ИИ

Определиться с выбором помогает модель POWER:

Purposeful — подбираем наилучший вариант для ожидаемого образовательного результата (для чего мы предлагаем студентам использовать ИИ)

Optimal — знакомим студентов с инструментом и показываем, как оптимальным образом использовать функционал ИИ

Wise — настаиваем на критическом подходе (смотрим цифровой след и ход мышления, как студенты поставили задание ИИ, оценили качество ответа и доработали)

Ethical — учитываем этические принципы

Responsible — объясняем студентам ответственность за финальный результат

При поддержке Perplexity Александре Бордунос удалось перевести модель POWER на русский язык. Из этого получилось ДУМAI:

Доступность — выбираем инструмент, который не требует VPN и оплаты, не нарушает законодательство и этические принципы

Управляемость — инструменты, где студенты нажимают на кнопку и буквально получают результат, не подходят для образовательного процесса (выбор стоит отдавать тем сервисам, где есть управляемость и прозрачность процессов)

Методичность — встраиваем инструмент таким образом, чтобы студентам было понятно, что именно оценивается и зачем используется ИИ

Чёткое определение ИИ-плагиата и обсуждение правил со студентами

Недавнее исследование показало: студенты хорошо осведомлены о возможностях ИИ (и чаще больше, чем преподаватели), но у них нет системного понимания ИИ-плагиата. Поэтому здесь возникает необходимость в разработке стандартов использования ИИ. И на преподавателя ложится ещё одна ответственность — за формирование своеобразного «свода правил».

Готовые наработки

Существуют документы, из которых можно почерпнуть идеи для использования ИИ студентами. Вот некоторые из них:

▫️Кодекс этики в сфере ИИ и Декларация об ответственном ИИ от российского ИИ-альянса

▫️Руководство по использованию ИИ в образовании от ЮНЕСКО

▫️Политика применения ИИ в Высшей школе менеджмента СПбГУ

▫️Политики РУДН в области применения ИИ

▫️Декларация этических принципов использования ИИ от НИУ ВШЭ

И в завершение — ещё один пример «свода правил» для студентов от ИТМО:

• ИИ — это инструмент, который помогает в решении задач, но не заменяет вашей умственной работы

• используйте ИИ для вдохновения: ИИ может предложить идеи и направления, но ваша задача — анализировать и дорабатывать результаты

• развивайте критическое мышление: задавайте вопросы и проверяйте факты

• указывайте на использование ИИ: если вы используете ИИ в своей работе, то объясните, где и как он вам помог

• соблюдайте академическую честность: не копируйте текст, созданный ИИ, как свой

• цените сам процесс, а не только результат (мысли и рассуждения важнее, чем просто сданная работа)

• обсуждайте с преподавателями и однокурсниками, как вы используете ИИ (это поможет лучше понять его возможности и ограничения)