Современное образование

Мифы в обучении взрослых

2024-12-23 13:02

С какими четырьмя популярными мифами сталкиваются преподаватели — поделились методисты Центра преподавательского мастерства Высшей школы менеджмента СПбГУ

Кто такие взрослые

Андрагогика говорит, что взрослые — это люди, которые учатся для того, чтобы работать или самореализовываться.

1. У них есть определенный жизненный опыт — им есть с чем сравнить, а возможно, они знают что-то о себе и своих предпочтениях.

Это может быть профессиональный или учебный опыт — главное, что «взрослый» студент приходит в аудиторию с каким-то уровнем знаний и представлениями о том, что хорошо, а что плохо, что ему нравится, а что точно нет.

2. У них есть мотивация, интерес/задача в «реальной жизни» — причина, по которой они пришли учиться, и запрос к обучению.

Правда, не всегда студент четко осознаёт свой запрос и может его сформулировать.

3. Как правило, обучение для них — уже не основная деятельность, у них есть и другие задачи: семья, работа, личная жизнь и так далее.

Миф №1: взрослые легко могут себя организовать, им не нужно помогать

Действительно, у взрослых навык самоорганизации лучше, чем у подростков.

Но есть ограничения:

— чем больше неорганизованности, тем больше своих сил тратят студенты на обучение;

— не все студенты на уровне нейрофизиологии достаточно готовы к самоорганизации;

— у выпускников школ/учебных заведений с постоянным жёстким контролем (или детей контролирующих родителей) навык самоорганизации развит, как правило, слабо, так как их организацией всё время занимались взрослые.

Конечно, не нужно бегать за студентами и контролировать каждый их шаг — это будет неуместно. Но вы можете помочь студентам организовать себя, особенно если это младшие курсы бакалавриата или СПО:

— дать рекомендации, как лучше учиться на вашем курсе, чтобы точно всё успевать и понимать;

— объяснить, сколько времени может занять выполнение конкретного задания, как лучше спланировать выполнение домашнего задания или проекта;

— дать «карту курса» со всеми дедлайнами и напоминать, что подходит срок сдачи заданий или что впереди новый этап курса.

Всё это поможет получить вовлечённых и организованных студентов, которые быстрее вольются в учебный ритм.

Этот подход работает не только для начальных ступеней вуза или СПО — студенты ДПО также будут вам благодарны за то, что вы сняли часть задач по планированию с их плеч и немного снизили уровень нагрузки.

Миф №2: взрослые всегда сами знают, что им нужно и ненужно

Иногда преподаватели программ ДПО или MBA сталкиваются со студентами, которые говорят что-то вроде: «Я сто лет в этой области, поэтому я считаю, что мы должны изучить сейчас только тему X, а тема Y — лишняя трата времени».

Понятно, что у взрослого человека и опытного специалиста есть свои представления об области знаний, свои интересы. В то же время эти знания могут быть несистемными, отрывочными, устаревшими или неверными. Задача преподавателей в такой ситуации — объяснить значение конкретной дисциплины в контексте жизни и будущей профессии.

В работе со взрослыми важно учитывать их знания и опыт. Но при этом вести по выбранной нами логике обучения.

Миф №3: никаких игр — у взрослых всё должно быть серьёзно

Это убеждение противоречит одному из ключевых принципов — обучение случается там, где есть эмоция.

Кроме того, взрослость — понятие условное. А мировой опыт и вовсе показывает, что даже самые серьёзные «взрослые» с удовольствием погружаются в игровые сюжеты и нешуточно спорят в борьбе за игровые баллы. Конечно, нужно грамотно подбирать интерактив под аудиторию и подготавливать участников.

Если вы планируете вовлечь студентов в игру, а перед вами топ-менеджеры крупной корпорации или госслужащие, которые привыкли к более строгому и формальному общению, им потребуется время, чтобы освоиться, расслабиться и понять, что на этом обучении безопасно и можно проявлять себя.

Миф №4: со взрослыми нужно разговаривать сложным и формальным языком

Мозг тратит много энергии, чтобы освоить новое знание. Если мы специально со студентами будем разговаривать сложно, то просто замедлим и усложним процесс обучения. В худшем случае — они вообще ничего не поймут. Конечно, если это обучение для специалистов в вашей области, которые повышают квалификацию, использовать профессиональную лексику уместно. Но и в этом случае важно проверять, что аудитория понимает, о чём идет речь.

Чтобы студенты научились, надо сначала встать на их уровень понимания, а затем вместе с ними двигаться на уровни выше.