Ситуация: студенты ленятся — жалуются, что им сложно, хотя материал не сложный. Уже пробовал: показывать примеры, подробнее объяснять задания, разбирать решения.
Саша Дмитриева, руководитель методического направления Центра преподавательского мастерства ВШМ СПбГУ
Начнём с того, что такое лень. Лень — это то, как мы описываем состояние, в котором мы или другие люди могут что-то сделать, но не делают этого. Если посмотреть на лень с точки зрения психологии, то раскроется спектр разных состояний и реакций, при которых, в силу физиологических или психологических причин, человек оказывается не в состоянии выполнять какие-либо задачи.
Например, он находится в состоянии глубокого эмоционального истощения. Или не ел и не спал. В таком случае то, что мы назовём ленью, на деле окажется физической невозможностью справиться с задачей. Этот аспект оставим вне разбора, так на этот фактор мы не можем влиять. И перейдём непосредственно к тому, чем может управлять преподаватель.
У того, что мы называем «ленью», могут быть психологические и организационные причины. Важно помнить: мозг человека делает всё, чтобы экономить энергию. И предпочитает более простые решения с наименьшим количеством ресурсов. Стереотипы — пример такой экономии ресурсов — чтобы не разбираться с каждой конкретной ситуацией, мозг предпочитает всё обобщать и тем самым упрощать (удобно, не правда ли). При этом обучение — сложный физиологический процесс, требующий большого количества энергии. Отсюда, отсутствие мотивации к учёбе, когда мозг считает «нет, я экономлю ресурс и не буду этого делать», может быть также связано с вполне конкретными причинами.
Например, он находится в состоянии глубокого эмоционального истощения. Или не ел и не спал. В таком случае то, что мы назовём ленью, на деле окажется физической невозможностью справиться с задачей. Этот аспект оставим вне разбора, так на этот фактор мы не можем влиять. И перейдём непосредственно к тому, чем может управлять преподаватель.
У того, что мы называем «ленью», могут быть психологические и организационные причины. Важно помнить: мозг человека делает всё, чтобы экономить энергию. И предпочитает более простые решения с наименьшим количеством ресурсов. Стереотипы — пример такой экономии ресурсов — чтобы не разбираться с каждой конкретной ситуацией, мозг предпочитает всё обобщать и тем самым упрощать (удобно, не правда ли). При этом обучение — сложный физиологический процесс, требующий большого количества энергии. Отсюда, отсутствие мотивации к учёбе, когда мозг считает «нет, я экономлю ресурс и не буду этого делать», может быть также связано с вполне конкретными причинами.
Причина №1: студенты не понимают, как выполнить задание
Ощущаемая ими сложность задания приводит к тому, что они вовсе не приступают к заданию. Это всем знакомая прокрастинация. Например, нам нужно сделать что-то не очень приятное и, как нам кажется, сложное. Поэтому вместо того, чтобы приступить к задаче, мы занимаемся всем, чем угодно — кроме самой задачи. Здесь студентам либо кажется, что задача слишком сложная, либо им не хватает базовых знаний и навыков для решения задачи, отсюда они избегают её и не приступают к решению.
Бывает и так, что какая-то теория кажется лёгкой преподавателю, но для студентов она сложна. Например, потому что группа просто не изучила должным образом эту тему ранее. В таком случае, если преподаватель транслирует позицию «тут все легко!», студенты могут стесняться задавать вопросы и не признаваться, что чего-то не знают.
Бывает и так, что какая-то теория кажется лёгкой преподавателю, но для студентов она сложна. Например, потому что группа просто не изучила должным образом эту тему ранее. В таком случае, если преподаватель транслирует позицию «тут все легко!», студенты могут стесняться задавать вопросы и не признаваться, что чего-то не знают.
Причина №2: студенты не понимают, зачем им решать эту задачу и что она им даст
Опять же, если мозг не понимает, зачем ему тратить энергию — он не будет её тратить. Именно поэтому разные непонятные задачи мы, как правило, откладываем на потом. Это вовсе не означает, что конкретная задача не нужна студентам. Речь о том, если они для себя не осознали её нужность, то будут избегать всеми возможными способами.
Причина №3: студенты физически не могут выполнить задание
Иногда курс может неудачно стоять в расписании. И из-за этого у студентов может объективно не хватать времени. Ещё может быть так: вы предполагаете, что выполнение задания займёт у студентов 2 часа. И за пару дней перерыва между парами они наверняка найдут время, чтобы его выполнить. Только в действительности у студентов в эти дни ещё 10 учебных часов с другими домашними заданиями. А кроме того, на их уровне знаний для решения задания им нужно не 2, а все 5 часов работы.
Причина №4: студенты не получают обратную связь
Это своеобразная «бонусная» причина — студенты точно понимают, как выполнить задание, и понимают, зачем оно им нужно, боле того, они могут справиться с объёмом задачи и (возможно) уже решали её. Но причины своих успехов или неудач в решении задач они не понимают — им не хватает обратной связи. Здесь речь про ситуации, близкие к «садись, пять» или «садись, два», в которых преподаватель не разбирает и не объясняет решения задач, не показывает рост студента или группы. Для мозга самым простым решением в таких случаях будет принять тот факт, что «я сделаю те же ошибки, поэтому не буду стараться ещё» или «я это уже делал, не буду пробовать снова».
Общие рекомендации
Чтобы понять, почему студенты не выполняют задания, стоит провести диагностику. И лучший способ — спросить напрямую. Можно зайти с прямых фраз: «давайте вместе разберёмся, почему вам кажется это сложным — вы не понимаете, как решать задания, вы не знаете, зачем вам их выполнять, или вы не успеваете?»
Здесь предварительно рекомендуем заранее пообщаться с учебным отделом и коллегами, чтобы примерно представить нагрузку группы. Также рекомендуем попросить студентов самих сформулировать ответ на вопрос, зачем им нужна эта задача, если они считают, что понимают её нужность. Так вы наглядно увидите, действительно ли они поняли, для чего им эта задача. Важно помнить: то, что нам кажется легким, для тех, кто только начал изучать дисциплину, может оказаться очень сложным!
В случае высокого уровня воспринимаемой сложности можно проверять общие знания (короткий тест), поделиться дополнительными источниками и материалами, дробить задания (чтобы задача казалась менее сложной и объёмной). Если преподаватель уже разбирал задания и решения, но проблема осталась — возможно, студенты не поняли объяснение в силу личных особенностей. В таком случае помогает вовлечение в работу тех студентов, которые поняли, — объяснение от коллег порой оказывается внезапно более понятным. Возможно, студенты смущаются спросить преподавателя — и уходят домой, не разобравшись. Здесь важно удостовериться, что студенты не бояться задавать вопросы. Также можно устроить небольшую проверку на понимание. Так вы сможете убедиться, что их «да, я понял» совпадает с реальностью.
Здесь предварительно рекомендуем заранее пообщаться с учебным отделом и коллегами, чтобы примерно представить нагрузку группы. Также рекомендуем попросить студентов самих сформулировать ответ на вопрос, зачем им нужна эта задача, если они считают, что понимают её нужность. Так вы наглядно увидите, действительно ли они поняли, для чего им эта задача. Важно помнить: то, что нам кажется легким, для тех, кто только начал изучать дисциплину, может оказаться очень сложным!
В случае высокого уровня воспринимаемой сложности можно проверять общие знания (короткий тест), поделиться дополнительными источниками и материалами, дробить задания (чтобы задача казалась менее сложной и объёмной). Если преподаватель уже разбирал задания и решения, но проблема осталась — возможно, студенты не поняли объяснение в силу личных особенностей. В таком случае помогает вовлечение в работу тех студентов, которые поняли, — объяснение от коллег порой оказывается внезапно более понятным. Возможно, студенты смущаются спросить преподавателя — и уходят домой, не разобравшись. Здесь важно удостовериться, что студенты не бояться задавать вопросы. Также можно устроить небольшую проверку на понимание. Так вы сможете убедиться, что их «да, я понял» совпадает с реальностью.