Современное образование

Правила и этапы построения интерактивного занятия

2024-12-25 14:11

Ккоманда Центра преподавательского мастерства ВШМ СПбГУ

Как построить интерактивное занятие — коротко шесть базовых правил

Правило №1: все элементы занятия, включая среду, должны помогать студенту достигнуть образовательной цели.

Правило №2: студенты — субъекты, активные участники образовательного процесса, они взаимодействуют с преподавателем и коллегами, образовательной средой, дают и получают обратную связь.

Правило №3: преподаватель — не транслятор знаний, а старший наставник, фасилитатор.

Правило №4: работа с группой постепенно перестраивается от монологической манеры в диалогическую — преподаватель не только делится информацией, но даёт и принимает обратную связь, находится в коммуникации с группой.

Правило №5: преподаватель постепенно передаёт ответственность и самостоятельность группе.

Правило №6: задания и форматы на занятии разнообразны — преподаватель предлагает студентам разные виды взаимодействия, механики, инструменты среды.

Проектирование — шаг первый: формулируем аутентичную задачу и ставим образовательную цель

Именно аутентичная задача — основа для создания образовательных целей. Она помогает выбрать набор знаний и навыков, которые будут действительно полезны будущим профессионалам.

Образовательная цель — ожидаемые результаты, конечная точка, к которой мы идём, то, ради чего мы строим занятие. Например: студенты научились делать Х и поняли Y. Всё, что мы делаем в обучении, должно помогать студентам дойти до этой цели.

Когда студент понимает, зачем он учится, у него повышается мотивация, ответственность, он активнее вовлекается в учёбу, и взаимодействие становится эффективнее.

Аутентичная задача может быть сформулирована как для занятия, так и для курса или модуля в общем. Важно, чтобы преподаватель понимал, зачем студентам эти знания. Даже если мы говорим об основах, базовой теории — именно эти основы потом помогут специалисту ориентироваться в новом знании, придумывать эффективные решения и наслаивать более сложные знания и компетенции.

Проектирование — шаг второй: определяем параметры

Чтобы грамотно спроектировать занятие, необходимо понять, для кого мы проводим занятие, где оно будет проходить. От этих параметров зависит уровень подачи материала и те инструменты, педагогические и технические, которые будем использовать.

Про аудиторию мы должны знать три момента:

1) уровень подготовки студентов — насколько студенты владеют темой, погружены в содержание;

2) уровень мотивации — насколько студенты понимают, зачем они идут на занятие, есть ли сопротивление;

3) уровень технической подготовки — насколько студенты знакомы с теми техническими инструментами и технологиями, которыми будут пользоваться.

Также необходимо определить размер группы, чтобы спланировать групповые/парные активности.

Теперь выбор среды: на этом этапе не нужно подбирать конкретные инструменты, важно просто зафиксировать, будете вы проводить занятие онлайн, офлайн, в гибриде или, к примеру, в дополненной или виртуальной реальности.

Проектирование — шаг третий: формулируем учебные задачи для разных этапов занятия

Теперь, когда мы знаем вектор обучения и параметры, переходим к структуре занятия. Нам необходимо разобрать образовательную цель на отдельные составляющие. Рекомендуем ставить не более 5 учебных задач на одно занятие, а лучше ограничиться 2-3 задачами.

Например, для постепенной передачи ответственности и наращивания сложности подходит модель глубины знаний Уэбба (Webb’s Depth of Knowledge), которая позволяет поделить все учебные задачи по сложности освоения. Создаём путь от «может назвать элементы явления» до «может решать реальные задачи»:

1 уровень — вспомнить и воспроизвести теорию;

2 уровень — применять знания и навыки (по алгоритму), объяснять, как устроено явление и почему именно так;

3 уровень — применять знания для решения новых задач, аргументировать свои решения, опираясь на знания;

4 уровень — применять знания для решения реальных проблем, самостоятельно дополнять знания.

Проектирование — шаг четвёртый: разрабатываем метрики оценки качества обучения

Один из принципов эффективного проектирования занятий — дизайн педагогических сценариев на основе данных. Такой подход называют data-driven, то есть основанный на данных. Именно данные позволят нам убедиться, что всё, что мы спроектировали, работает на достижение образовательных целей. А если не работает, то понять, что именно не так, и исправить ситуацию.

Чтобы принимать решения на основе данных и контролировать качество обучения, нам нужно ответить себе на три вопроса:

— что измеряем

— как измеряем

— что делаем с результатами измерений

Метрики оценки качества обучения помогут нам узнать, чему студенты действительно научились.

Ключевой фокус — достижение образовательной цели. Чтобы понять, что у обучения был эффект, важно убедиться, что студенты достигли образовательной цели и учебных результатов.

Проектирование — шаг пятый: размещаем учебные задачи в соответствии со структурой занятия

Первое действие — разместить учебные задачи на этапах занятия. При размещении опираемся на рекомендации по содержанию каждого из этапов занятия и принцип «от простого к сложному».

До занятия: подготовка студентов к работе, погружение в контекст — на этом этапе важно рассказать студентам, что их будет ждать на занятии (можно дать подготовительный материал для самостоятельного изучения).

В начале занятия: старт работы, настрой на активное участие — озвучиваем цели занятия и аутентичную задачу, чтобы повысить вовлечённость в обучение, фиксируем правила работы, начинаем погружение в тему.

Основная часть: активная практика — чередуем разные форматы и инструменты, даём студентам всё больше самостоятельности.

В конце занятия: итоги, рефлексия — резюмируем изученное, фиксируем и оцениваем проделанную работу, расслабляемся (на этом этапе студенты уже устали и новые знания не воспримут, а вот рефлексия и (само-)оценка помогут зафиксировать результат обучения, увидеть, что занятие действительно не прошло зря).

После занятия: самостоятельное углубление студентами знаний — выполнение учебных проектов, реальная практика.

Проектирование — шаг шестой: подбираем контент, механики, тайминг и инструменты среды

Контент — это содержание, тот материал, который нужен для достижения образовательной цели. Какой контент выбрать, подскажут учебные задачи.

Механики — это формат, в котором мы будем работать со студентами.

Инструменты — это физические и цифровые ресурсы, которые нам понадобятся для реализации педагогических задумок.

Начинаем с подбора контента в соответствии с учебными задачами. При поиске идей для проведения занятия, предлагаем воспользоваться разными конструкторами образовательных активностей или тулбоксами, т. е. наборами инструментов. Они помогут подобрать подходящие под задачи и аудиторию решения. Также предлагаем сразу обозначить примерный тайминг. Кроме того, важно примерно оценить время студентов на подготовку и домашние задания, чтобы понимать уровень нагрузки.

Когда контент и механики намечены, примерный тайминг на этап назначен — время переходить к подбору инструментов. На этом этапе необходимо уже чётко понимать, что стоит за каждой выбранной механикой, какие конкретные действия будет выполнять группа или преподаватель.

Проектирование — шаг седьмой: собираем сценарий

Когда занятие спроектировано на верхнем уровне, остаётся собрать его в единый сюжет.

Важно помнить, что проектирование — динамичный процесс, на любом из этапов можно вернуться на шаг или несколько шагов назад и скорректировать свои наработки.