Что такое современное образование — 5 ключевых характеристик от методистов Центра преподавательского мастерства ВШМ СПбГУ
1. Современное образование готовит людей, которые захотят и смогут переобучаться в будущем
Знания о мире постоянно накапливаются, профессиональные стандарты обновляются. Даже в самых стабильных академических направлениях специалистам нужно осваивать новые технологии и адаптироваться к новой реальности.
2. Современное образование даёт базу, принцип, а не готовое решение
Действия по строгим алгоритмам важны. Но также студентам важно понимать, зачем нужен каждый этап. Так в ситуации внезапной неопределенности они смогут корректно интерпретировать и применить алгоритм.
Например, когда студенты-медики учатся останавливать кровотечение, они знают чёткий клинический алгоритм действий. Но в то же время понимают сам принцип работы организма. Именно поэтому они могут при необходимости оказать первую помощь и подручными средствами.
Например, когда студенты-медики учатся останавливать кровотечение, они знают чёткий клинический алгоритм действий. Но в то же время понимают сам принцип работы организма. Именно поэтому они могут при необходимости оказать первую помощь и подручными средствами.
3. Современное образование формирует понимание, а не вкладывает информацию
Знания устаревают. В некоторых дисциплинах то, что студенты узнали буквально год или два назад, может уже потерять актуальность. Именно поэтому понимание принципов — более долгосрочное и значимое «вложение», чем просто набор готовых решений.
4. Современное образование формирует самостоятельность в принятии решений
Если всё вокруг меняется, нельзя гарантировать, что для каждой новой ситуации будет готов новый алгоритм. Значит, студент должен будет действовать сам — и на основе своего опыта и представлений о мире формировать новое знание и новые алгоритмы.
5. Современное образование развивает навыки коммуникации с другими и с самим собой
Когда мир меняется, единственная опора, которая остается у человека, — это другие люди, вместе с которыми он может решать новые задачи. Именно поэтому растет необходимость в мягких навыках, умении работать в команде, слушать и слышать коллег.
В то же время тревога и постоянная необходимость меняться требуют особой внимательности человека к самому себе, чтобы уметь замечать свою усталость, выгорание и вовремя помогать себе.
В то же время тревога и постоянная необходимость меняться требуют особой внимательности человека к самому себе, чтобы уметь замечать свою усталость, выгорание и вовремя помогать себе.
Поэтому меняются роли преподавателя и студента. Преподаватель сегодня — не просто эксперт, носитель знания. Во-первых, сами по себе знания доступны для студентов в огромных объёмах, но студенту сложно сориентироваться, что верно, а что нет — и как эти знания использовать. А во-вторых, знания сами по себе устаревают. Преподаватель — наставник, фасилитатор. А студент — активный участник обучения.
И задача современного преподавателя — провести студента через свою предметную область, показать возможности, дать в руки инструменты, с которыми он сможет дальше двигаться самостоятельно и адаптироваться к изменениям.
И задача современного преподавателя — провести студента через свою предметную область, показать возможности, дать в руки инструменты, с которыми он сможет дальше двигаться самостоятельно и адаптироваться к изменениям.