Современное образование

Мотивационная модель ARCS

ARCS предполагает системное включение мотивации в учебную программу, а не просто интуитивное использование тех или иных мотивирующих элементов.

Эту модель разработал американский педагог-психолог и исследователь систем обучения Джон Келлер в конце 70-х.
ARCS основана на анализе и управлении преподавателем четырьмя мотивационными компонентами:

▫️внимание (attention) — студенту интересно и легко концентрироваться на занятии

▫️значимость (relevance) — студент понимает, зачем ему учиться

▫️уверенность (confidence) — студент уверен, что может справиться с заданиями и изучить материал

▫️удовлетворённость (satisfaction) — студент доволен полученным результатом

Суть модели заключается в том, что для того, чтобы поддерживать интерес к учёбе, вовлечённость студентов в процесс, необходимо:

1) внимание — пробудить любопытство и помочь сфокусироваться

Согласно ARCS, на всех этапах обучения нужно привлекать внимание и вызывать интерес. А для поддержания внимания важно, чтобы обучение вызывало эмоции и было интерактивным (именно интерактивы позволяют студентам сохранять фокус на обучении и не переключать внимание на уведомления в смартфоне).

Как этого добиться:

— использовать сторителлинг (живые сюжеты, выбиваясь из общего течения мысли, создают динамику, привлекают внимание, питают интерес)

— опираться на знакомый студентам контекст (делайте отсылки к профессиональному опыту аудитории, если работаете в корпоративном обучении, или, например, к поп-культуре, если объясняете что-то студентам бакалавриата)

— не забывать про паузы (паузы тоже могут помогать студентам фокусироваться)

— применять разнообразные форматы и чередовать фрагменты лекций, работу в группе, разные типы контента, дискуссии и другие интерактивы (здесь особенно важно соблюдать баланс, чтобы не перегрузить студентов)

2) значимость — показать пользу обучения и его релевантность окружающей действительности, убедить в его актуальности

Как этого добиться:

— фокусироваться на применении знаний, связывать теорию и реальную практику

— использовать задания с опорой на реальные задачи профессии или жизни

— опираться на реальный опыт и давать студентам выбор, давать возможность влиять на процесс обучения

3) уверенность — создать у студентов чувство, что они способны добиться успеха

Как этого добиться:

— отталкиваться от полезной сложности (давать задачи, которые находятся в зоне ближайшего развития студентов, здесь важно добавить: как и слишком сложные, слишком простые задачи тоже могут снижать мотивацию студентов)

— давать развивающую обратную связь, акцентировать внимание на прогрессе и успехах (это формирует уверенность в собственных силах и дает мощный толчок к продолжению обучения)

— формулировать чёткие критерии

4) удовлетворённость — содействовать тому, чтобы группа достигла результата и осознала это

Эмоциональная вовлеченность, ощущение пользы — один из ключевых мотиваторов в обучении.

Задача преподавателя — помочь студентам понять, что они действительно достигли чего-то важного, что их усилия признаны и им есть чем гордиться.

Как этого добиться:

— использовать самооценку и рефлексию, формирующее оценивание

— фиксировать и обсуждать со студентами прогресс

— хвалить студентов (конструктивно, с опорой на реальный результат)