Soft Skills преподавателя

Ораторское мастерство: как работать с речью и голосом

Наталия Алямовская, старший преподаватель Высшей школы экономики

Основные принципы ораторского искусства — ясная, разумная и свободная речь.

Ясная речь — про технику (голос, дикцию и дыхание)

Голос ограничивает преподавателя больше всего, особенно во время долгих выступлений. Но есть несколько упражнений, которые с этим помогут.

Практики для голоса:

▫️«Горячее дыхание» — выдыхаем, напрягаем мышцы живота и говорим так, чтобы чувствовалось тепло (до 30 минут). Это упражнение разогревает связки, «спасает» их от переутомления и развивает опору голоса.

▫️«Эхо» — встаём вплотную к стене, напрягаем мышцы живота и на выдохе говорим так, чтобы слышался отзвук. Постепенно отходим от стены, сохраняя эффект отзвука. Говорить громко при этом совсем необязательно. Упражнение тренирует звучание голоса, который становится более объёмным, и с которым преподавателю нужно будет меньше напрягаться во время выступления.

Практика для дикции — зажимаем пробку передними зубами (не прокусывая) и говорим так, чтобы было максимально понятно (по 5 минут в день). Это упражнение помогает разогреть артикуляционный аппарат, «разжать» челюсть и раскрыть звук в гортани.

Практики для дыхания позволяют улучшить опору для звука и снизить тревожность перед выступлением. Основное правило — дыхание должно быть тихим, а выдох длиннее вдоха. Какие упражнения здесь помогут:

▫️2 секунды вдох — 3 секунды выдох — 1 секунда пауза

▫️3 секунды вдох — 6 секунд выдох — 1 секунда пауза

▫️10 секунд дышим как обычно — 5 секунд пауза

▫️«Квадрат» — 2 секунды вдох — 2 секунды пауза — 2 секунды выдох — 2 секунды пауза (эту практику особенно удобно делать под шаги)

Разумная речь — про логику и структуру

Что помогает структурировать выступление:

— интро с планом лекции

— структурированность, связность и цикличность (отсылки к предыдущим темам внутри курса)

— краткие выводы (в конце каждого смыслового блока и по итогу всей лекции), паузы

— сторителлинг, примеры, аналогии, кейсы

— хорошая визуальная составляющая

— умение подстраиваться под ситуацию

Преподаватель может выстроить идеальную структуру и распланировать тайминг. Но вероятно, всё пойдёт не по плану… Так как работа преподавателя — работа с людьми, где каждый день непредсказуем. Здесь как раз спасает умение быстро перестраиваться.

Практики импровизации:

▫️Выступление на тему пословицы — выбираем любую и максимально доходчиво пытаемся донести её смысл за 1 минуту.

▫️Выступление с трибуны ООН — выбираем одну проблему, формулируем её и стараемся быть предельно убедительными в течение 1 минуты.

▫️«Суть предмета» — рассказываем про любой предмет от 1 до 5 минут — в зависимости от профессионализма и словарного запаса. Главное — не задумываться и не останавливаться.

▫️«Убеждение» — выбираем несколько абсурдных или нелепых утверждений и пытаемся выстроить речь на 2-3 минуты в форме доказательства того, что эти утверждения верны.

Свободная речь — про психотехнику и основы актёрского мастерства, про самоощущение во время выступления

У каждого преподавателя есть свой образ, что накладывает ограничения на выбор стиля коммуникации с аудиторией. Важно подумать из каких составляющих состоит ваш образ, чтобы выбирать подходящие техники, находить зоны для развития и адаптировать что-то новое под себя.

В завершение — выступать бояться все. Что помогает бороться со страхом публичных выступлений:

— дыхание, физические нагрузки и «разгрузка» психики

— знание своей аудитории и себя

— техники борьбы с внутренним критиком

— любовь к профессиональной области

— подготовка (лучшая импровизация — подготовленная импровизация)