💭 Бывает такое, заходишь в аудиторию, а часть группы где-то в своих мыслях или в телефонах. Кажется, им неинтересно с первого занятия. Попытки «раскачать» их в течение семестра редко приводят к успеху, они много пропускают и на грани сдают промежуточные работы. И вот, сессия. Как оценивать таких студентов непредвзято?
Саша Дмитриева, руководитель методического направления Центра преподавательского мастерства ВШМ СПбГУ
В работе преподавателя есть определённая зона ответственности, гибкая зона влияния, а также всё остальное — на что преподаватель не может влиять, и не должен этого делать.
1. Зона ответственности — то, чем преподаватель должен управлять во время обучения
Здесь всё, что относится к подготовке и проведению занятий + создание безопасной атмосферы (устанавливать правила, относиться к студентам с базовым уважением, давать конструктивную обратную связь).
2. Зона влияния — то, на что преподаватель может влиять во время обучения
Здесь находятся вещи, которые преподаватель может гибко выбирать.
Например, преподаватель не выбирает, готовиться к занятию или нет, но выбирает, как именно пройдёт занятие и какие активности в нём будут.
В зоне влияния — выбор формата и логики обучения, выбор коммуникации со студентами и выбор своей реакции на то или иное поведение с их стороны.
Например: студенты сдали работы после дедлайна. Преподаватель недоволен, но может выбрать, как отреагировать:
Например, преподаватель не выбирает, готовиться к занятию или нет, но выбирает, как именно пройдёт занятие и какие активности в нём будут.
В зоне влияния — выбор формата и логики обучения, выбор коммуникации со студентами и выбор своей реакции на то или иное поведение с их стороны.
Например: студенты сдали работы после дедлайна. Преподаватель недоволен, но может выбрать, как отреагировать:
- спокойно принять эти работы
- — принять работы, но отчитать студентов
- — принять работы, но снизить балл
- — не принять работы вовсе
3. Всё остальное вне зоны влияния — то, на что преподаватель не может влиять, и не должен этого делать в принципе
Здесь всё, что касается внутренних убеждений и особенностей студентов, а именно:
Если студент не хочет учиться — преподаватель может объяснить ему смысл и ценность обучения, но захочет ли студент принять это объяснение, остаётся только за ним самим.
Если студент не хочет выполнять домашнее задание, приходить на занятия, сдавать работы в срок, то это его ответственность. Здесь важно убедиться, что со стороны преподавателя спроектировано обучение с комфортной нагрузкой, установлены правила, создана безопасная атмосфера и студентам понятно, как обратиться за помощью. Всё остальное — решение самих студентов.
Студент сам выбирает модель поведения на основе своего опыта, эмоциональной зрелости и состояния — в руках преподавателя дать обратную связь, если такой формат не подходит.
Преподаватель не может нравиться всем. Студенты — прежде всего люди, а человеку может не нравиться другой человек, даже если это его преподаватель и занятия он ведёт отлично. В таком случае остаётся выстраивать нейтральные отношения. Впрочем, это правило распространяется и на преподавателей.
- установки
- начальная мотивация
Если студент не хочет учиться — преподаватель может объяснить ему смысл и ценность обучения, но захочет ли студент принять это объяснение, остаётся только за ним самим.
- ответственность
Если студент не хочет выполнять домашнее задание, приходить на занятия, сдавать работы в срок, то это его ответственность. Здесь важно убедиться, что со стороны преподавателя спроектировано обучение с комфортной нагрузкой, установлены правила, создана безопасная атмосфера и студентам понятно, как обратиться за помощью. Всё остальное — решение самих студентов.
- психологическое состояние
- реакция
Студент сам выбирает модель поведения на основе своего опыта, эмоциональной зрелости и состояния — в руках преподавателя дать обратную связь, если такой формат не подходит.
- личное отношение
Преподаватель не может нравиться всем. Студенты — прежде всего люди, а человеку может не нравиться другой человек, даже если это его преподаватель и занятия он ведёт отлично. В таком случае остаётся выстраивать нейтральные отношения. Впрочем, это правило распространяется и на преподавателей.