Разбор кейсов из преподавательской практики

Как оценивать студентов, которым «ничего не надо»?

2024-12-23 11:20
💭 Бывает такое, заходишь в аудиторию, а часть группы где-то в своих мыслях или в телефонах. Кажется, им неинтересно с первого занятия. Попытки «раскачать» их в течение семестра редко приводят к успеху, они много пропускают и на грани сдают промежуточные работы. И вот, сессия. Как оценивать таких студентов непредвзято?

Саша Дмитриева, руководитель методического направления Центра преподавательского мастерства ВШМ СПбГУ

В работе преподавателя есть определённая зона ответственности, гибкая зона влияния, а также всё остальное — на что преподаватель не может влиять, и не должен этого делать.

1. Зона ответственности — то, чем преподаватель должен управлять во время обучения

Здесь всё, что относится к подготовке и проведению занятий + создание безопасной атмосферы (устанавливать правила, относиться к студентам с базовым уважением, давать конструктивную обратную связь).

2. Зона влияния — то, на что преподаватель может влиять во время обучения

Здесь находятся вещи, которые преподаватель может гибко выбирать.

Например, преподаватель не выбирает, готовиться к занятию или нет, но выбирает, как именно пройдёт занятие и какие активности в нём будут.

В зоне влияния — выбор формата и логики обучения, выбор коммуникации со студентами и выбор своей реакции на то или иное поведение с их стороны.

Например: студенты сдали работы после дедлайна. Преподаватель недоволен, но может выбрать, как отреагировать:

  • спокойно принять эти работы

  • — принять работы, но отчитать студентов

  • — принять работы, но снизить балл

  • — не принять работы вовсе

3. Всё остальное вне зоны влияния — то, на что преподаватель не может влиять, и не должен этого делать в принципе

Здесь всё, что касается внутренних убеждений и особенностей студентов, а именно:

  • установки

  • начальная мотивация

Если студент не хочет учиться — преподаватель может объяснить ему смысл и ценность обучения, но захочет ли студент принять это объяснение, остаётся только за ним самим.

  • ответственность

Если студент не хочет выполнять домашнее задание, приходить на занятия, сдавать работы в срок, то это его ответственность. Здесь важно убедиться, что со стороны преподавателя спроектировано обучение с комфортной нагрузкой, установлены правила, создана безопасная атмосфера и студентам понятно, как обратиться за помощью. Всё остальное — решение самих студентов.

  • психологическое состояние

  • реакция

Студент сам выбирает модель поведения на основе своего опыта, эмоциональной зрелости и состояния — в руках преподавателя дать обратную связь, если такой формат не подходит.

  • личное отношение

Преподаватель не может нравиться всем. Студенты — прежде всего люди, а человеку может не нравиться другой человек, даже если это его преподаватель и занятия он ведёт отлично. В таком случае остаётся выстраивать нейтральные отношения. Впрочем, это правило распространяется и на преподавателей.