Что мотивирует студентов и какие активности на занятиях они предпочитают?
Результаты исследования «Мифы и реальность о поколении зумеров» (2021-2022)
Елена Никишина, доцент экономического факультета МГУ, директор по стратегическому развитию Института национальных проектов
Что мотивирует студентов учиться
1) позитивная атмосфера на занятиях
2) содержательная обратная связь от преподавателя
3) поддержка, наставничество со стороны преподавателя
4) объяснение, для чего нужны получаемые знания
5) понятные правила, позволяющие рассчитать уровень усилий для достижения результата
6) объяснение, почему изучаемые вопросы интересны
7) дополнительные возможности (например, получение рекомендации от преподавателя)
8) возможность определять и выбирать индивидуальную траекторию освоения курса
9) возможность проявлять творческий подход
10) видимые результаты от освоения курса (например, публичный проект)
11) похвала преподавателя
12) игровые форматы (например, соревнование команд)
13) свободное посещение занятий (при условии выполнения требований курса)
14) командная работа
15) возможность посещать занятия дистанционно
16) участие в курсе представителей бизнеса или власти (например, в качестве приглашенных гостей)
17) высокие критерии оценки на курсе
18) регулярный контроль знаний на занятиях
19) конкурентная среда в группе (например, конкуренция за рейтинг)
*Ранжировка мотиваторов (на 1 месте – наиболее значимый мотиватор)
Вне зависимости от университета и специализации ключевые мотиваторы к обучению – позитивная атмосфера на занятиях, содержательная обратная связь и поддержка от преподавателя.
Однако к старшим курсам для студентов повышается важность других мотиваторов:
– понятные правила, позволяющие рассчитать уровень усилий для достижения результата
– свободное посещение занятий и возможность посещать занятия дистанционно
– высокие критерии оценки на курсе
2) содержательная обратная связь от преподавателя
3) поддержка, наставничество со стороны преподавателя
4) объяснение, для чего нужны получаемые знания
5) понятные правила, позволяющие рассчитать уровень усилий для достижения результата
6) объяснение, почему изучаемые вопросы интересны
7) дополнительные возможности (например, получение рекомендации от преподавателя)
8) возможность определять и выбирать индивидуальную траекторию освоения курса
9) возможность проявлять творческий подход
10) видимые результаты от освоения курса (например, публичный проект)
11) похвала преподавателя
12) игровые форматы (например, соревнование команд)
13) свободное посещение занятий (при условии выполнения требований курса)
14) командная работа
15) возможность посещать занятия дистанционно
16) участие в курсе представителей бизнеса или власти (например, в качестве приглашенных гостей)
17) высокие критерии оценки на курсе
18) регулярный контроль знаний на занятиях
19) конкурентная среда в группе (например, конкуренция за рейтинг)
*Ранжировка мотиваторов (на 1 месте – наиболее значимый мотиватор)
Вне зависимости от университета и специализации ключевые мотиваторы к обучению – позитивная атмосфера на занятиях, содержательная обратная связь и поддержка от преподавателя.
Однако к старшим курсам для студентов повышается важность других мотиваторов:
– понятные правила, позволяющие рассчитать уровень усилий для достижения результата
– свободное посещение занятий и возможность посещать занятия дистанционно
– высокие критерии оценки на курсе
Что важно для студентов: процесс преподавания
– авторитет преподавателя поддерживается профессионализмом, а не статусом
– проговариваются «правила игры» (и обязательно поясняется, почему они такие)
– объясняется, зачем нужен курс/ изучаемые темы / используемые виды активности / форматы работ
– гибко варьируются разнообразные типы материалов (в том числе и интерактивные)
– чётко планируется время занятий (внеурочные активности могут восприниматься болезненно)
– проговариваются «правила игры» (и обязательно поясняется, почему они такие)
– объясняется, зачем нужен курс/ изучаемые темы / используемые виды активности / форматы работ
– гибко варьируются разнообразные типы материалов (в том числе и интерактивные)
– чётко планируется время занятий (внеурочные активности могут восприниматься болезненно)
Предпочитаемые виды активности на занятиях
Студентам важно объяснять, чем полезен тот или иной вид активности.
*Источник: по данным опроса студентов экономических специальностей (N=3347). Примечание: на графике указаны 95% доверительные интервалы.
*Источник: по данным опроса студентов экономических специальностей (N=3347). Примечание: на графике указаны 95% доверительные интервалы.
Что важно для студентов: процесс обучения
– «позитивная» и нетоксичная атмосфера
– возможность делать выбор (и уважение выбора со стороны преподавателя)
– индивидуальные и командные задания, а также обучение эффективным практикам командных типов работы
– возможности неформальной очной коммуникации с другими студентами
– обучение навыкам эффективного использования времени (планирование задач, расписания, систематизация знаний, литературы; программы Mendeley, Citavi, Zotero и другие)
– использование разных форматов обучения (в том числе дистанционных и цифровых) и активных способов освоения материала
Для студентов важны индивидуальный подход и практика.
– возможность делать выбор (и уважение выбора со стороны преподавателя)
– индивидуальные и командные задания, а также обучение эффективным практикам командных типов работы
– возможности неформальной очной коммуникации с другими студентами
– обучение навыкам эффективного использования времени (планирование задач, расписания, систематизация знаний, литературы; программы Mendeley, Citavi, Zotero и другие)
– использование разных форматов обучения (в том числе дистанционных и цифровых) и активных способов освоения материала
Для студентов важны индивидуальный подход и практика.
Что важно для студентов: процесс оценивания
– чёткость и неизменность балльно-рейтинговой системы (и её доступность для студентов)
– чёткие критерии оценки по разным типам работ
– содержательная (желательно, индивидуализированная) обратная связь
– разные по сложности типы заданий (стимулирующие «азарт победителя»)
– система стимулов к полному изучению курса:
а) существенный процент баллов, приходящихся на зачет / экзамен
б) доступ к дополнительным возможностям (например, к конкурсам или олимпиадам)
– чёткие критерии оценки по разным типам работ
– содержательная (желательно, индивидуализированная) обратная связь
– разные по сложности типы заданий (стимулирующие «азарт победителя»)
– система стимулов к полному изучению курса:
а) существенный процент баллов, приходящихся на зачет / экзамен
б) доступ к дополнительным возможностям (например, к конкурсам или олимпиадам)