Всероссийская научно-методическая конференция «Пашкусовские чтения»

25–26 апреля 2024
Трансформация высшего образования: образовательные стандарты и новые технологии
  • Очно — кампус «Михайловская дача», Санкт-Петербург, г. Петергоф, Санкт-Петербургское ш., д. 109

  • Онлайн
25 апреля
26 апреля
О конференции
Тема трансформации высшего образования остается актуальной в российском обществе не один год. С одной стороны, стремительно изменяющийся контекст рынка труда предъявляет новые требования к гибкости образовательного процесса и интеграции практической и теоретической подготовки. С другой, развитие цифровых технологий создает возможности для появления новых практик и форматов преподавания, учитывающих необходимость освоения и применения актуальных цифровых навыков студентами. Фактически, цифровая трансформация, затронувшая все области промышленности, науки, экономики и социальной сферы, создала новую среду для высшего образования: меняются «механизмы» достижения главной цели высшей школы, состоящей в подготовке высококвалифицированных, компетентных специалистов, умеющих адаптироваться в быстро изменяющихся условиях, находить лучшие решения своих профессиональных задач.

Мероприятие проводится совместно с Федеральным учебно-методическим объединением в системе высшего образования (ФУМО ВО) по УГСН 38.00.00 «Экономика и управление».
Мы приглашаем экспертов системы высшего образования и представителей вузов присоединиться к обсуждению, как развитие цифровых технологий и изменения рынка труда отражаются в образовательных стандартах и ожиданиях разных заинтересованных сторон. На конференции будут затронуты такие важные и актуальные темы развития высшего образования, как:
  • Требования ФГОС ВО и возможности организации образовательного процесса в вузе
  • Использование цифровой образовательной среды для развития образовательного опыта
  • Образовательные программы с несколькими квалификациями
  • Практикоориентированность образовательных программ
  • Инфляция оценок и вопросы создания системы оценивания
Конференция посвящена памяти основателя ВШМ СПбГУ Ю. В. Пашкуса.
декан-организатор факультета менеджмента (с 2007 г. Высшая школа менеджмента) СПбГУ, известный российский ученый в области финансового менеджмента.

С 1996 года в ВШМ СПбГУ проводятся традиционные Пашкусовские чтения. Этим преподаватели и исследователи факультета отдают свою дань памяти вкладу Ю.В. Пашкуса в создание ВШМ СПбГУ.

Пашкусовские чтения — это площадка профессионального сообщества для обсуждения насущных учебно-методических проблем преподавания в области менеджмента и экономики, обмена опыта, знакомства с «лучшими практиками» в российском экономическом и бизнес-образовании.
Историческая справка
Юрий Васильевич Пашкус

Программа конференции



25 апреля (четверг)

10:00 – 10:55

Главный холл

Каретный зал

10:00 – 10:55

Главный холл

Каретный зал

Регистрация очных участников. Приветственный кофе-брейк

11:00 – 11:15

Аудитория 1222

11:00 – 11:15

Аудитория 1222

Открытие конференции

Приветственное слово
• Дергунова Ольга Константиновна, Заместитель Президента – Председателя Правления Банка ВТБ (ПАО), Директор ВШМ СПбГУ
• Аузан Александр Александрович, декан экономического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
• Федотов Юрий Васильевич, доцент ВШМ СПбГУ, заместитель председателя ФУМО

11:15 – 12:45

Аудитория 1222

11:15 – 12:45

Аудитория 1222

Открытая дискуссия. Требования к реализации образовательных программ: ограничения или возможность?

(проводится совместно с ФУМО «Экономика и управление»).

Федеральные государственные образовательные стандарты определяют набор требований и условий для реализации образовательных программ в вузах. Традиционно они рассматриваются как инструмент, обеспечивающий минимально необходимый уровень качества образования – как с точки зрения содержания программ, так и с точки зрения условий обучения. Мы предлагаем обратить внимание на разделы, связанные с цифровой образовательной средой, и вместе обсудить, какие возможности появляются у образовательных организаций, как они соотносятся с уже закрепленными требованиями и какое отражение они должны найти в стандартах нового поколения.



Выступающие/докладчики:


• Телешова Ирина Георгиевна, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, заместитель декана Экономического факультета, ученый секретарь ФУМО. Доклад «Проекты ФГОС ВО нового поколения».


• Алканова Ольга Николаевна, Высшая школа менеджмента СПбГУ, директор Центра преподавательского мастерства в бизнес-образовании. Доклад «Результаты исследования опыта использования систем дистанционного обучения (LMS) в российских вузах».


• Балышев Павел Александрович, Санкт-Петербургский государственный университет, ассистент кафедры Педагогики и педагогической психологии. Доклад «Методика организации дистанционного командного взаимодействия студентов в цифровой образовательной среде вуза».
12:45 – 13:45
Столовая
12:45 – 13:45
Столовая
Обед

13:45 – 15:30

Аудитория 2226

13:45 – 15:30

Аудитория 2226

Сессия «Инфляция оценок: поиск решений».

Значение системы оценивания в образовательном процессе сложно переоценить. Фонды оценочных средств разрабатываются таким образом, чтобы оценить, ранжировать степень сформированности компетенций по итогам освоения образовательной программы и достижения результатов обучения по конкретным дисциплинам. Они должны быть индикатором как для преподавателя, так и для студента. В этой логике оценки делятся на две категории, соответствующие освоению и не освоению необходимого минимального уровня требований. В то же время ряд исследователей отмечает изменение восприятия оценок студентами – формирование отношения к любой оценке ниже высшего балла как к «провалу», неудаче. В рамках сессии приглашаем обсудить причины и следствия этого явления для образовательного процесса, а также опыт участников по работе с проблемой инфляции оценок.


Выступающие/докладчики:

• Марков Андрей Романович, МГУ имени М.В. Ломоносова, доцент. Доклад «Проблема инфляции оценок: измерение и анализ».



• Волков Дмитрий Леонидович, Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", д.э.н., профессор, первый заместитель директора Высшей школы бизнеса. Доклад «Управление качеством образования и решение проблем «инфляции оценок»: опыт Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ».



• Щербакова Дарья Васильевна, Северо-Западный институт управления. Филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации", Доцент кафедры таможенного администрирования факультета безопасности и таможни. Доклад «Использование элементов игрофикации в системе оценок вуза».



• Никуленко Анастасия Александровна, Национальный исследовательский университет ИТМО, директор Центра изучения иностранных языков. Доклад «От студента к преподавателю: трансформация восприятия оценки и оценочной деятельности».

15:30 – 15:45

15:30 – 15:45

Перерыв для всех участников

15:45 – 17:30

Аудитория 2226

15:45 – 17:30

Аудитория 2226

Сессия «Образовательные программы с несколькими квалификациями: модели и опыт реализации».

Создание образовательных программ с несколькими квалификациями – тема, активно обсуждаемая образовательным сообществом и представителями рынка труда последние несколько лет. Для представления на сессии приветствуются доклады об опыте создания и реализации таких программ на практике, анализе удачных и неудачных решений.

В рамках сессии предлагаем обсудить ответы на следующие вопросы: Кто заинтересован в программах с несколькими квалификациями: студенты, вузы, работодатели? О каких квалификациях идет речь? Механизмы разработки и реализации программ с несколькими квалификациями?



Выступающие/докладчики:


· Телешова Ирина Георгиевна, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, заместитель декана Экономического факультета, ученый секретарь ФУМО. Доклад «Образовательные программы с несколькими квалификациями: потенциал и риски реализации».


· Андрианова Екатерина Константиновна, Санкт-Петербургский государственный университет, ассистент Экономического факультета, кафедра мировой экономики. Доклад «Разработка программ с несколькими квалификациями в контексте сотрудничества с зарубежными партнерами».



· Горчакова Наталия Сергеевна, Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, старший преподаватель кафедры экономической теории и национальной экономики. Доклад «Траектории получения дополнительной квалификации: опыт экономического факультета Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского».

17:30 – 17:45

Аудитория 2226

17:30 – 17:45

Аудитория 2226

Подведение итогов первого дня

17:45 – 18:15

Каретный зал

17:45 – 18:15

Каретный зал

Завершающий кофе-брейк для очных участников


26 апреля (пятница)

10:00 – 10:30

Главный холл

Каретный зал

10:00 – 10:30

Главный холл

Каретный зал

Регистрация очных участников. Приветственный кофе-брейк

10:30 – 12:30

Аудитория 1207

10:30 – 12:30

Аудитория 1207

Мастер-класс «Практикоориентированные основные образовательные программы: опыт ВШМ СПбГУ».

В рамках мастер-класса будет представлен опыт ВШМ СПбГУ по реализации учебных и внеучебных мероприятий по повышению практикоориентированности основных образовательных программ, включая результаты реализации и методику организации индустриальных стажировок, программы наставничества и проектных внеучебных практик.



Выступающие/докладчики:


• Клемина Татьяна Николаевна, Санкт-Петербургский государственный университет, Высшая школа менеджмента, И.о. заведующего кафедрой стратегического и международного менеджмента, старший преподаватель кафедры стратегического и международного менеджмента. Крылова Надежда Викторовна, Санкт-Петербургский государственный университет, Высшая школа менеджмента, менеджер Центра карьер, менеджер проекта "Индустриальные стажировки". Доклад «Индустриальные стажировки: формирование компетенций за пределами вуза».


• Сперанский Ростислав Константинович, Санкт-Петербургский государственный университет, Высшая школа менеджмента, разработчик образовательных решений.Ласковая Анастасия Кирилловна, Санкт-Петербургский государственный университет, Высшая школа менеджмента, доцент кафедры стратегического и международного менеджмента, исследователь Центра предпринимательств. Доклад «Проектирование практико-ориентированных внеучебных мероприятий в бизнес-образовании.»


• Никифорова Ольга Александровна, Санкт-Петербургский государственный университет, Высшая школа менеджмента, Доцент кафедры организационного поведения и управления персоналом. Доклад «Модель компетенций наставника в практикоориентированном обучении в вузе».

12:30 – 13:30

Столовая

12:30 – 13:30

Столовая

Обед

13:30 – 14:30

Аудитория 1207

13:30 – 14:30

Аудитория 1207

Сессия «Как преподавать в эпоху искусственного интеллекта: вызовы и возможности».

2023 год ознаменовался масштабными дискуссиями о возможностях и границах применения технологий искусственного интеллекта в образовательном процессе и их влиянии на качество обучения. В рамках сессии мы приглашаем поделиться как результатами исследований применения технологий ИИ в высшем образовании, так и примерами их удачных и неудачных интеграций.

Выступающие/докладчики:

• Гаврилова Татьяна Альбертова, Санкт-Петербургский государственный университет, Высшая школа менеджмента, профессор кафедры информационных технологий в менеджменте.

Доклад «Что пока не может делать генеративный ИИ?»


• Севрюков Сергей Юрьевич, Санкт-Петербургский государственный университет, старший преподаватель кафедры технологии программирования

заместитель директора Центра исследования проблем информационной безопасности и цифровой трансформации.

Доклад «Презентация исследования цифровых решений на базе технологий искусственного интеллекта, которые ориентированы на высшее образование и преподавателей.»


• Бордунос Александра Константиновна, Санкт-Петербургский государственный университет, Высшая школа менеджмента, ассистент кафедры организационного поведения и управления персоналом. Доклад «Инструменты ИИ для научно-исследовательского семинара.»

14:30 – 15:00

Аудитория 1207

14:30 – 15:00

Аудитория 1207

Мини-сессия "Цифровые инновации в вузе: кейс VR Supersonic".

Выступающие/докладчики:

• Кузнецов Евгений Сергеевич, VR Supersonic, основатель, генеральный директор.

Синицына Наталья Владимировна,

Московский государственный институт международных отношений (МГИМО),

старший преподаватель, кафедра Английского языка в сфере юриспруденции.

Доклад «Опыт использования виртуальной реальности на платформе VR Supersonic как способа повышения мотивации в изучении иностранного языка».

15:00 – 15:30

15:00 – 15:30

Перерыв для всех участников

15:30 – 17:30

Аудитория 1207

15:30 – 17:30

Аудитория 1207

Круглый стол ФУМО «Переход от стандартов к образовательным программам: свобода и ответственность Вузов».

Переход от стандартов к образовательным программам: свобода и ответственность Вузов.

ФГОС ВО носит рамочный характер, предоставляет вузам достаточно большие полномочия в определении содержания, организации образовательного процесса, использования методик и технологий преподавания, обучения, оценивания достижений студентов. Одновременно необходимо обеспечить единство образовательного пространства, возможность академической мобильности студентов и преподавателей, взаимопонимание системы образования и рынка труда. Кроме того, кадровый потенциал, материально-технические, финансовые возможности образовательных организаций находятся на разном уровне. Как в этих условиях, с помощью каких инструментов обеспечить "безбарьерный" переход от ФГОС ВО к образовательной программе, сохранив автономность вузов и обеспечив единство образовательного пространства?



Выступающие/докладчики:


• Волков Дмитрий Леонидович, Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", д.э.н., профессор, первый заместитель директора Высшей школы бизнеса.

Доклад «Проект ФГОС ВО по менеджменту».


• Яковлева Тамара Владимировна, Российский государственный педагогический университет им А. И. Герцена, заведующая кафедрой отраслевой экономики и финансов, заместитель директора института экономики и управления.

Кольцова Анна Александровна, Санкт-Петербургский государственный университет, доцент кафедры Экономической теории и экономической политики.

Доклад «Современные подходы к формированию образовательных программ педагогического профиля».

17:30 – 18:30

Главный холл

Каретный зал

17:30 – 18:30

Главный холл

Каретный зал

Подведение итогов. Выдача сертификатов очным участникам. Расширенный кофе-брейк. Нетворкинг для очных участников.

17:45 – 18:15

Каретный зал

17:45 – 18:15

Каретный зал

Завершающий кофе-брейк для очных участников
* Выступление с докладом предполагает очное участие минимум одного из соавторов.
Информация для онлайн-участников
1. Обращаем ваше внимание, что возможность выступить с докладом предоставляется только очным участникам
2. Онлайн-участникам доступны все мероприятия программы – вы сможете участвовать в дискуссиях и задавать вопросы. Пожалуйста, заполните форму регистрации. Мы пришлем ссылку для подключения накануне мероприятия
3. Участие в конференции бесплатное
Информация для очных участников
  1. Если Вы хотите стать спикером и выступить с докладом по заявленным темам, пожалуйста, заполните форму. Формат участия: презентация. Тайминг: до 10 минут.
  • Если вы планируете совместный доклад, пожалуйста, обратите внимание на обязательное условие – участие одного из авторов должно быть в очном формате.
  • Вы можете подать более одного доклада, но не более одного без участия соавторов.
  • Заявка на выступление с докладом должна включать тему, соавторов и структурированную аннотацию

2. Подача докладов проходит до 1 апреля. Решение о принятии доклада принимается Программным комитетом до 8 апреля. Мы сообщим вам о принятом решении на указанную электронную почту при регистрации

3. Регистрация на очное участие без докладов доступна до 11 апреля

4. Участие в конференции бесплатное

5. Командировочные расходы участникам и спикерам не возмещаются

6. Во время перерывов для очных участников организованы бесплатные кофе-брейки. Обед будет проходить в столовой кампуса «Михайловская дача» по установленному прайсу.

7. Выступающим с докладами выдается сертификат участника (вручается очно, 26 апреля).
Регистрация
Организаторы
Высшая школа менеджмента СПбГУ — ведущая российская бизнес-школа, созданная на базе Санкт‑Петербургского государственного университета. Сегодня ВШМ СПбГУ устойчиво входит в число 50 лучших бизнес-школ Европы, обладает тремя ведущими международными аккредитациями EQUIS, AACSB, AMBA и является признанным центром научных исследований и обучения в области менеджмента. В Попечительский совет Бизнес-школы входят лидеры бизнеса, органов власти и международного академического сообщества.
Федеральное учебно-методическим объединение в системе высшего образования (ФУМО ВО) по УГСН 38.00.00 «Экономика и управление».
Организационный комитет
Программный комитет
Юрий Федотов
Председатель,
первый заместитель директора ВШМ СПбГУ
заместитель декана по учебно-методической работе МГУ имени М. В. Ломоносова, ученый секретарь Федерального УМО в системе высшего образования по УГСН 38.00.00 «Экономика и управление»
Ирина Телешова
Члены программного комитета:
Ольга Алканова
Директор Центра преподавательского мастерства в бизнес-образовании ВШМ СПбГУ
Председатель научной комиссии в области менеджмента ВШМ СПбГУ
Дмитрий Кучеров
Татьяна Клемина
И.о. заведующего кафедрой стратегического и международного менеджмента, старший преподаватель кафедры стратегического и международного менеджмента ВШМ СПбГУ
Состав организационного комитета:
Ольга Алканова
Директор Центра преподавательского мастерства в бизнес-образовании ВШМ СПбГУ
Ведущий специалист, управление по организации публичных мероприятий и сотрудничества с партнерами СПбГУ
Анна Сорокина
Мария Балобанова
Ведущий специалист Центра преподавательского мастерства в бизнес-образовании ВШМ СПбГУ
ведущий специалист Отдела координации и сопровождения грантов и научных премий Управления научных исследований СПбГУ
Никита Порохин