Гибридное обучение
Гибридное обучение — синхронное обучение онлайн- и офлайн-студентов в специальных гибридных аудиториях, а также возможность асинхронного обучения онлайн-студентов.
Почему гибридное обучение?
Гибридный формат –
это большие возможности для доставки контента, чем онлайн или офлайн.
Для студентов:
непрерывное обучение вне зависимости от географии (от стажировки до включенного обучения)
Для вуза:
потенциал расширения целевой аудитории (экспорт образования)
Для преподавателя:
онлайн-инструменты в офлайн-аудитории
Преподаватель в аудитории
Формат
Вызовы
Бесшовный и равноценный опыт для студентов
Минимизация затрат на поддержку
Без перегрузки для преподавателя
Одновременное присутствие студентов в аудитории и онлай
Асинхронное подключение студентов
Гибридное обучение требует особых подходов к педагогическому дизайну и адаптации контента образовательных событий — важно обеспечить равноценный образовательный опыт вне зависимости от формы участия студента.
Команда ВШМ СПбГУ разработала универсальную концепцию гибридной аудитории, которая может быть развернута в любом вузе. Данная конфигурация установлена в кампусе «Михайловская дача» и успешно прошла апробацию в образовательном процессе.
Продуманный подход к составу оборудования, а также обучение ключевых участников образовательного процесса в гибридных аудиториях позволили минимизировать количество обращений в техническую поддержку.
Гибридные аудитории
Новая гибридная аудитория, позволяющая проводить занятия для небольших команд. Фокус — на активном взаимодействии студентов друг с другом.

Подходит для небольших академических групп, занятий по языку, научных семинаров и заседаний комитетов.
Гибридные аудитории
СКОРО
летом 2024 года
По статистике, за учебный семестр лишь 1 из 20 занятий в гибридных аудиториях ВШМ СПбГУ сопровождается вызовом технического специалиста. В остальных случаях преподаватели используют гибридные аудитории самостоятельно.
КАК МЫ СОЗДАЛИ НОВЫЙ ФОРМАТ ОБУЧЕНИЯ — КЕЙС ВШМ СПбГУ
МЕТОДИКА ВШМ СПбГУ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ГИБРИДНЫХ ЗАНЯТИЙ
Гибридное занятие – это синхронное занятие для онлайн- и офлайн-студентов, проводимое преподавателем из специально оборудованной гибридной аудитории.
Гибридное занятие – это не простое сочетание методологии онлайн- и традиционных офлайн-занятий. Для гибридных занятий критически важна специальная подготовка, адаптация курсов под новую специфику общения, контроля усвоения информации.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
рассказывает материал занятия, делает пометки на слайдах, отвечает на вопросы студентов


ОФЛАЙН-СТУДЕНТЫ
видят слайды преподавателя, задают вопросы с места и слышат вопросы своих онлайн-коллег


ОНЛАЙН-СТУДЕНТЫ
без труда следят за преподавателем и его рассказом, слышат все, что происходит в аудитории, могут быстро уточнить информацию в интернете
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
задает вопросы в аудиторию и видит поднятые руки онлайн и очных студентов


ОФЛАЙН-СТУДЕНТЫ
отвечают с места и видят своих коллег на переднем экране


ОНЛАЙН-СТУДЕНТЫ
поднимают руку и отвечают, когда им дают слово. Они видят у себя на экране слайд с вопросами и вид на аудиторию
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
находится в аудитории, модерирует выступления


ОФЛАЙН-СТУДЕНТЫ
выступают за кафедрой и выводят свои слайды


ОНЛАЙН-СТУДЕНТЫ
отображаются на одном экране крупным планом, на другом экране отображается их контент
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
работает с интерактивной доской, создает заметки и схемы


ОФЛАЙН-СТУДЕНТЫ
подключаются с личных устройств и участвуют в совместной работе


ОНЛАЙН-СТУДЕНТЫ
видят доску Miro прямо в звонке Teams и участвуют в совместной работе
Как устроено гибридное занятие
Отзывы преподавателей и студентов
о гибридном обучении
Анастасия Ласковая
Академический директор программы бакалавриата «Менеджмент», доцент кафедры стратегического и международного менеджмента ВШМ СПбГУ. 
«Я лично очень люблю новые технологии в преподавании и была даже рада наступлению эры онлайна. Вместе с ним появилась возможность использовать и внедрять в обучение новые интересные инструменты донесения информации до аудитории: интерактивные доски, общие пространства для работы. На очных занятиях, к сожалению, не было возможности использовать многие сетевые инструменты. Но мы все знаем и про недостатки онлайн-взаимодействия: некоторые навыки без личного взаимодействия сформировать просто невозможно. Главное преимущество гибридного формата, с моей точки зрения — это удобство совмещения классных онлайн-инструментов и очного формата. Он позволяет дополнить очный формат интересными инструментами вовлечения, разнообразить образовательный процесс. Интерфейс гибрида удобен и прост с пользовательской точки зрения, что называется — интуитивно понятен. Это важно: ведь самый большой страх преподавателя, связанный с техническим усложнением, состоит в том, что придется держать в голове еще больше информации, контролировать не только студентов, но следить одновременно еще и за техникой, доской, проектором, звонком. Этот страх снимается интерфейсом гибридной аудитории», — Анастасия Ласковая, академический директор программы бакалавриата «Менеджмент», доцент кафедры стратегического и международного менеджмента ВШМ СПбГУ.
Анастасия Никонова
Студентка третьего курса программы «Менеджмент»
«Гибридный формат ВШМ СПбГУ — крутая идея. Я рада, что у нас есть такая возможность. Платформа MS Teams делает этот формат удобным: камера следит за движением преподавателя, а студенты взаимодействуют с ним через экран гаджета, чувствуя очное присутствие, а также видят участников — и в аудитории, и удаленных»
Александр Андрианов
Соруководитель магистерской программы «Корпоративные финансы» (MCF), старший преподаватель кафедры финансов и учета.  
«Работа в гибридной аудитории очень напоминает привычное живое занятие, но с расширенными, благодаря технологическому оснащению, возможностями. По сути, это полноценная очная коммуникация со студентами, поскольку обратная связь с ними налажена вне зависимости от того, где они находятся. Достаточно просто посмотреть на лица, не требуется специально просить включить камеры. Главное — не забывать время от времени включать в обсуждение всех. Поэтому опыт студентов в аудитории и тех, кто подключается извне — практически одинаков, а преподавательский — более насыщен по сравнению с режимом онлайн. Кроме того, приезжая очно в гибридную аудиторию, студенты получают возможность дополнительного неформального общения как с другими учащимися, так и с преподавателем. Так что усвоение материала студентами происходит гораздо эффективнее. Обращает на себя внимание высокое качество видео- и аудиотрансляции. Благодаря тому, что камера сопровождает преподавателя, куда бы он ни пошел, а специальные микрофоны подавляют лишние шумы и делают речь лектора отчетливее, у студентов складывается ощущение присутствия. Это совершенно другое качество обучения по сравнению с онлайном, когда преподаватели, как правило, вынуждены пользоваться обычными ноутбуками со стандартными камерами», — Александр Андрианов, соруководитель магистерской программы «Корпоративные финансы» (MCF), старший преподаватель кафедры финансов и учета.   
«Гибридное обучение в университетах мира»
Для изучения лучших практик университетов мира в области гибридного обучения команда ВШМ СПбГУ в партнерстве с Московским городским педагогическим университетом при поддержке Банка ВТБ провела международное исследование.

Эксперты подробно изучили более 30 практик российских и зарубежных вузов, среди них Уральского федерального, Томского и Тюменского государственных университетов, МШУ Сколково, Гарвардской школы бизнеса (Harvard Business School), университета IE в Мадриде (IE University).
ИССЛЕДОВАНИЕ ВШМ СПбГУ И МГПУ