Мы проектируем интерактивные занятия в цифровой среде с учетом образовательных целей, целевой аудитории и доступных цифровых инструментов
Интерактивное обучение — это естественная форма активного обучения, в котором новые теоретические знания постигаются практическим путем. Полученные опытным путем знания и навыки можно легко использовать в реальной жизни. Для создания интерактивных занятий важно придерживаться нескольких принципов: принцип активного обучения (active learning) и принцип обучения через практику (learning by doing).
Интерактивные занятия в цифровой среде – педагогические сценарии
Принципы интерактивного занятия
Все элементы занятия, включая среду, должны помогать студенту достигнуть образовательной цели.
Образовательная цель – конечная точка, к которой мы идём, то, ради чего мы строим занятие.
1
Студенты — субъекты, активные участники образовательного процесса.
Они не просто «приемники информации» – они взаимодействуют с преподавателем и коллегами, образовательной средой, дают и получают обратную связь. Именно субъектность студента и полноценный образовательный опыт позволяют не просто заучить и воспроизвести знание, но и глубоко понять материал, а затем применять свои знания на практике.
2
Преподаватель при таком подходе — не транслятор знаний, а старший наставник, фасилитатор.
Он имеет большую экспертизу и постепенно передаёт студентам свои знания, ответственность и помогает стать самостоятельными, поощряет критичность и рефлексивность.
3
Задания и форматы на занятии разнообразны
Преподаватель предлагает студентам разные виды взаимодействия, механики, инструменты среды: индивидуальная / парная / групповая работа; типовые задания / творческие / защита и презентация проектов.
6
Преподаватель постепенно передаёт ответственность и самостоятельность группе.
Сначала студенты опираются на его знания и выполняют задачи под его надзором, но постепенно становятся более автономными, переходя из учебной деятельности в реальный мир, из точки «знает о существовании» явления в точку «может применить знания творчески, автономно».
5
Работа с группой постепенно перестраивается от монологической манеры в диалогическую.
Преподаватель не только делится информацией, но даёт и принимает обратную связь, находится в коммуникации с группой.
4
О том как спроектировать интерактивное занятие читайте в Белой книге «Интерактивное занятие в цифровой среде: фреймворк разработки педагогического сценария»
Ксения Крюкова, старший преподаватель Кафедры конфликтологии Санкт-Петербургского государственного университета

Учебная дисциплина: Конфликтология международных отношений

Образовательная среда: гибрид
Светлана Козлова, доцент кафедры финансов и управления рисками, Сибирский федеральный университет

Учебная дисциплина: Финансовый контроль

Образовательная среда: онлайн, Moodle, система видеооконференции СФУ
Мы собираем библиотеку педагогических сценариев интерактивных занятий в гибридном, онлайн- и офлайн-форматах – с учетом разных образовательных целей, инструментов и целевой аудитории.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СЦЕНАРИИ ОТ ВШМ СПБГУ И ПАРТНЕРОВ
это целенаправленная, личностно-ориентированная, методически выстроенная последовательность педагогических методов и технологий для достижения педагогических целей и приёмов.

То есть это шаблон занятия или курса, выстроенный по правилам образовательного дизайна. В нём прописаны основные этапы занятия, а также методические и технические решения, которые нужно использовать преподавателю для достижения группой заложенных образовательных результатов.
Педагогический сценарий —