В команде, работавшей над «гибридом», особую роль сыграли эксперты по методологии дизайн-мышления. Коллеги по проекту называют их антропологами — по сути, специалистами, изучающими человечество как вид. Какую специфику им пришлось учитывать?
Подробное об этой методологии и использовании ее в проекте гибридной аудитории
читайте в интервью экспертов по дизайн-мышлению Татьяны Бобрусь и Ольги Игнатьевой.
не аналог и не замена офлайн или онлайн занятиям, но именно совмещенная, самостоятельная форма обучения.
Все это помогло осознать, что формат, к которому стремится команда ВШМ СПбГУ —
Тестирования шли параллельно с другими этапами. Через наблюдения, интервью и опросы мы внимательно анализировали, насколько удобно пользоваться нашей аудиторией, тестировали наши гипотезы относительно методики преподавания и работы оборудования.
По завершении тестовых сессий мы собрали все инсайты, составили список доработок и возможных вариантов их реализации. Например, мы заметили, что для управления Microsoft Teams преподавателю все время приходится заходить за кафедру (а это потеря времени). В итоге в аудитории установлена вращающаяся панель, которую преподаватель может развернуть к себе перед кафедрой.
Другой пример: изначально мы планировали выводить лица студентов из онлайн-среды только на экраны на задней стене аудитории. При тестировании мы заметили, что студенты в аудитории, слыша голос онлайн-участников, всегда оборачиваются к этим экранам, хотят видеть говорящего. Это оказалось неудобным, поэтому был создан режим вывода лиц студентов на экраны за преподавателем».
Приглашенный преподаватель ВШМ СПбГУ, эксперт по методологии дизайн-мышления
Для решения стоящей перед нами задачи мы соединили экспертизы трех команд: UX/UI команды, методистов и технических специалистов. Отталкивались в первую очередь от потребностей пользователей и ставя их удобство в приоритет. Наша роль заключалась в изучении контекста проектирования, потребностей, задач и пожеланий пользователей. Поэтому нас и назвали в рамках этого проекта антропологами, то есть специалистами по изучению людей. Нас еще можно назвать переводчиками с пользовательского на технический язык.
Решения о том, как воплотить в жизнь педагогические сценарии — а это лекция, дискуссия, групповая работа и презентация проекта — принимались по итогам сессии мозгового штурма. Мы пригласили преподавателей и студентов, техническую команду, методистов и хозяйственную службу университета. Был важен голос каждого, ведь на одну и ту же проблему преподаватель, студент и методист смотрят по-разному.
Объясним на конкретном примере. Во время проведения лекции преподаватели часто перемещаются по аудитории, это их физическая потребность. Студент из онлайн-среды хочет наблюдать за преподавателем во время его презентации. Как сделать так, чтобы эти две потребности сошлись? Допустим, статичная камера ведет трансляцию из аудитории с определенным углом обзора. Если преподаватель выйдет за пределы этого сектора, студент потеряет его из виду. Как поступить? Ограничить перемещение преподавателя в аудитории? Нанести разметку на пол, за которую ему нельзя будет заходить? Это изначально неудобно, мы ограничиваем свободу преподавателя, сковываем его. В итоге мы нашли выход из этой ситуации: в аудитории установлена камера с автотрекингом. Она фиксируется на преподавателе и следует за ним везде. Онлайн-студент, в свою очередь, следит за интересной динамической картинкой. Все довольны.
Приглашенный преподаватель ВШМ СПбГУ, эксперт по методологии дизайн-мышления
Пользователь — во главе угла
В ходе работы над «гибридом» проектная команда изучила лучшие аналогичные практики, взятые на вооружение коллегами Harvard Business School, HEC Paris, Rotterdam School of Management и НИУ ВШЭ.