HYBRID LEARNING — ВШМ СПБГУ: КАК МЫ СОЗДАЛИ НОВЫЙ
ФОРМАТ ОБУЧЕНИЯ
Создание гибридного формата — одно из ключевых событий для Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского университета (ВШМ СПбГУ) в 2021 году. Бизнес-школа нашла настолько удачный ответ на пандемический вызов, что теперь он внедряется в повседневную «мирную» практику. Как это было? Слово предоставляется участникам проекта HYBRID LEARNING.

Когда на заре пандемии в марте 2020 года ВШМ СПбГУ перешла на работу в удаленном формате, Бизнес-школа столкнулась не только с организационно-техническим вызовом перевода обучения в онлайновую форму. Возможно, еще более сложной представлялась задача адаптации контента к новым способам доставки.
Ковидная практика удаленки довольно быстро позволила убедиться в эффективности многих онлайн-инструментов для преподавания — с таким же успехом они могут применяться и на офлайн-занятиях, повышая вовлеченность студентов и качество образовательного опыта.

Кроме того, ситуация грозила затянуться — и затянулась. Онлайн лишал Бизнес-школу важной составляющей — опыта жизни в кампусе (campus experience). Стало очевидно, что постепенно нужно возвращаться к очному обучению, однако многие иностранные и иногородние студенты все еще не могли прибыть в Петербург. Значит, требовался формат, объединяющий офлайн и онлайн слушателей программ.
Бизнес-школе требовалось комплексное решение, позволяющее «совместить» преподавателя — в аудитории, часть студентов — там же, и другую — синхронно на удаленном подключении. Для этого предстояло создать:
специальную методологию подачи образовательного контента, тренировки навыков и проверки знаний с учетом совмещенного формата;
специальное пространство — собственно, гибридную аудиторию — технически позволяющее сделать это;
UX решение – такое, которое делало бы опыт работы в новой схеме максимально комфортным.
Гибрид, каким видели его авторы идеи, должен был соответствовать ряду требований: обеспечивать бесшовность образовательного опыта для студентов вне зависимости от их местонахождения, стать технически простым и понятным набором инструментов для преподавателей, а также, что немаловажно, быть экономически оправданным как в производстве, так и в эксплуатации.

После первых попыток реализовать задачу стало очевидно: гибридное обучение способно вырасти в полноценную форму обучения с соответствующими методологией и педагогическим дизайном. Инвестиции в разработку такой формы обучения будут оправданы и после окончания пандемии, так как позволят создавать совершенно новые и не привязанные к физической локации программы, сохраняющие при этом возможность опыта жизни в кампусе.
Проект реализовали в кратчайшие сроки. Две надежные и неоднократно протестированные гибридные аудитории в кампусе «Михайловская дача» были готовы к эксплуатации к лету 2021 года. Над пилотом работала кросс-функциональная команда из ИТ-специалистов, методологов, антропологов и дизайнеров. В основе — методология дизайн-мышления.

Дальше — больше: опробованную технологию проще внедрять. Типовое решение ляжет в основу модернизации других учебных аудиторий «Михайловской дачи»: к следующему учебном году здесь должно заработать еще 10 «гибридов». Две аудитории смешанного формата запланированы в 2022 году в кампусе в Волховском переулке.

В 2021/2022 учебном году ВШМ СПбГУ тестирует новое решение в боевых условиях — чтобы улучшить методологию и пользовательский опыт.
Рассказывает руководитель проекта по гибридному обучению, советник в Банке ВТБ Александр Байзаров
Гибрид — это новый формат обучения
Образовательный процесс — это всегда вопрос в первую очередь методологии, и только потом инструментов, позволяющих ее реализовать. В то же время среда, в которой этот процесс происходит, — это больше, чем набор инструментов. В нашем случае стояла задача объединения двух сред — офлайновой и онлайновой — в едином образовательном пространстве не последовательно, а одновременно, и такая гибридная среда задает свои правила игры. В условиях, когда студенты находятся в двух разных средах, методология построения курса решает задачу формирования единого образовательного опыта.

Оба формата обучения имеют свои преимущества и ограничения. С начала пандемии эксперименты в режиме синхронного онлайн-обучения показали, что далеко не все приемы и решения привычных офлайн занятий применимы в цифровой среде, а построение курса в онлайн-режиме требует пересмотра методологии по сравнению с привычными подходами.

Но гибридный формат — это не результат арифметических действий с двумя методологиями. По опыту первых тестовых сессий с преподавателями ВШМ СПбГУ мы убедились, что для их работы в смешанном формате критически важна специальная подготовка, адаптация курсов под новую специфику общения, контроля усвоения информации. Педагогический дизайн курсов должен учитывать равные учебные возможности для студентов онлайн и оффлайн, позволять стимулировать вовлеченность и взаимодействие двух групп, что влечет за собой пересмотр сценария занятий, особенности выбора цифровых инструментов и вариантов заданий, выработку привычки у преподавателя по работе в равной степени с обеими группами студентов одновременно.

В то же время со стороны студентов важна дисциплина поведения (например, обязательного участия с включенной камерой), в том числе для создания того самого эффекта полного присутствия, которого мы добиваемся. И включение этих правил игры в явном виде в своеобразное «соглашение об обучении» (learning contract) со студентами способствует улучшению опыта от гибридного процесса для всех участников».
Ольга Алканова
Старший преподаватель кафедры маркетинга ВШМ СПбГУ, руководитель по методологии проекта
Командная игра
Запрос на полноценное гибридное обучение продолжал расширяться. Неопределенность из-за COVID-ограничений не позволяла прогнозировать сроки возвращения к офлайн-обучению, а попытки «транслировать лекции» для тех, кто не мог приезжать в кампус, нельзя было назвать идеальными.

При этом опросы о качестве дистанционного обучения в ВШМ СПбГУ показывали растущую усталость студентов от «дистанта». Многие хотели поскорее вернуться к живому общению с однокурсниками и преподавателями в атмосфере кампуса «Михайловская дача».

Ключевой вопрос на том этапе — как обеспечить сопоставимые (или лучше) образовательный опыт и образовательные результаты для студентов вне зависимости от их местонахождения при синхронном обучении? Гипотеза — технологически правильно оснащенное пространство (с учетом особенностей образовательного процесса) вкупе с методологией преподавания — ключ к решению задачи.

Анализ показал, что на рынке отсутствуют готовые решения, которые можно просто купить и установить в образовательной организации. Это был вызов для нас — и возможность создать принципиально новый продукт».

Для решения задачи ВШМ СПбГУ собрала кросс-функциональную команду из ИТ-специалистов, преподавателей и методологов, антропологов, дизайнера. В качестве методологии для организации разработки решения было выбрано дизайн-мышление. На разных этапах в процесс были вовлечены преподаватели и студенты Бизнес-школы как основные пользователи.
Александр Байзаров
Руководитель проекта по гибридному обучению, советник в Банке ВТБ
Создание бесшовной образовательной среды с учетом всех потребностей преподавателя, студентов в аудитории и студентов в онлайн-пространстве, где пользователи не спотыкались бы о технологии — автономной и не требующей поддержки специально обученной IT-командой. Так сформулировали свою цель авторы идеи гибридного обучения после первой попытки запустить гибрид в ВШМ СПбГУ — она была предпринята в ноябре 2020 года и оказалась неудачной (ПОПЫТКА № 0).
В команде, работавшей над «гибридом», особую роль сыграли эксперты по методологии дизайн-мышления. Коллеги по проекту называют их антропологами — по сути, специалистами, изучающими человечество как вид. Какую специфику им пришлось учитывать?
Подробное об этой методологии и использовании ее в проекте гибридной аудитории читайте в интервью экспертов по дизайн-мышлению Татьяны Бобрусь и Ольги Игнатьевой.
не аналог и не замена офлайн или онлайн занятиям, но именно совмещенная, самостоятельная форма обучения.
Все это помогло осознать, что формат, к которому стремится команда ВШМ СПбГУ —
Тестирования шли параллельно с другими этапами. Через наблюдения, интервью и опросы мы внимательно анализировали, насколько удобно пользоваться нашей аудиторией, тестировали наши гипотезы относительно методики преподавания и работы оборудования.

По завершении тестовых сессий мы собрали все инсайты, составили список доработок и возможных вариантов их реализации. Например, мы заметили, что для управления Microsoft Teams преподавателю все время приходится заходить за кафедру (а это потеря времени). В итоге в аудитории установлена вращающаяся панель, которую преподаватель может развернуть к себе перед кафедрой.

Другой пример: изначально мы планировали выводить лица студентов из онлайн-среды только на экраны на задней стене аудитории. При тестировании мы заметили, что студенты в аудитории, слыша голос онлайн-участников, всегда оборачиваются к этим экранам, хотят видеть говорящего. Это оказалось неудобным, поэтому был создан режим вывода лиц студентов на экраны за преподавателем».
Ольга Игнатьева
Приглашенный преподаватель ВШМ СПбГУ, эксперт по методологии дизайн-мышления
Для решения стоящей перед нами задачи мы соединили экспертизы трех команд: UX/UI команды, методистов и технических специалистов. Отталкивались в первую очередь от потребностей пользователей и ставя их удобство в приоритет. Наша роль заключалась в изучении контекста проектирования, потребностей, задач и пожеланий пользователей. Поэтому нас и назвали в рамках этого проекта антропологами, то есть специалистами по изучению людей. Нас еще можно назвать переводчиками с пользовательского на технический язык.

Решения о том, как воплотить в жизнь педагогические сценарии — а это лекция, дискуссия, групповая работа и презентация проекта — принимались по итогам сессии мозгового штурма. Мы пригласили преподавателей и студентов, техническую команду, методистов и хозяйственную службу университета. Был важен голос каждого, ведь на одну и ту же проблему преподаватель, студент и методист смотрят по-разному.
Объясним на конкретном примере. Во время проведения лекции преподаватели часто перемещаются по аудитории, это их физическая потребность. Студент из онлайн-среды хочет наблюдать за преподавателем во время его презентации. Как сделать так, чтобы эти две потребности сошлись? Допустим, статичная камера ведет трансляцию из аудитории с определенным углом обзора. Если преподаватель выйдет за пределы этого сектора, студент потеряет его из виду. Как поступить? Ограничить перемещение преподавателя в аудитории? Нанести разметку на пол, за которую ему нельзя будет заходить? Это изначально неудобно, мы ограничиваем свободу преподавателя, сковываем его. В итоге мы нашли выход из этой ситуации: в аудитории установлена камера с автотрекингом. Она фиксируется на преподавателе и следует за ним везде. Онлайн-студент, в свою очередь, следит за интересной динамической картинкой. Все довольны.
Татьяна Бобрусь
Приглашенный преподаватель ВШМ СПбГУ, эксперт по методологии дизайн-мышления
Пользователь — во главе угла
В ходе работы над «гибридом» проектная команда изучила лучшие аналогичные практики, взятые на вооружение коллегами Harvard Business School, HEC Paris, Rotterdam School of Management и НИУ ВШЭ.
Их устройство продиктовано всеми современными трендами создания «умных аудиторий». Есть камера с автонаведением, микрофонный массив, единая система управления на основе сценариев преподавания. При помощи панели управления преподаватель может регулировать звукоусиление, закрывать и открывать двери, менять варианты освещения. Также в аудитории есть документ-камера для трансляции материалов с бумажных носителей, интерактивная доска, заменяющая флипчарт, и ТВ-панели с онлайн-участниками».
Александр Мышков
Координатор IT в кампусе «Михайловская дача»
«Построение аудиторий для гибридного обучения — один из элементов полноценной цифровой образовательной среды (ЦОС). Перевод всего образовательного процесса в диджитал и построение дополнительных цифровых сервисов — одна из стратегических задач ВШМ СПбГУ. Бизнес-школа признана тестовой площадкой для разработки современных цифровых технологий в образовании в рамках стратегии развития СПбГУ. Наш опыт, в случае успеха, будет тиражироваться на весь университет», — рассказывает IT-директор ВШМ СПбГУ Юрий Екимов.

Он поясняет: «Залог успеха — в гибкости и удобстве для всех участников образовательного процесса. Основные сценарии, запрограммированные для аудитории, отображаются на дисплее управления как маленькие эргономически удобные экраны, нажатие на которые запускает все запрограммированные «под ними» возможности. Формат допускает вариант связи между двумя и даже несколькими гибридными аудиториями. Количество преподавателей может быть больше двух, а учащихся — почти неограниченное количество. Все это резко разнообразит инструментарий ведения образовательной деятельности, решает задачу как расширения слушательской аудитории, так и преподавательского состава. Удобно и то, что учащийся, который присутствовал на занятии — или не смог этого сделать — всегда может пересмотреть, «перелистать» в записи то, что было рассказано, так как каждое занятие или лекция выкладывается в «облаках».
Юрий Екимов
IT-директор ВШМ СПбГУ
«Построение аудиторий для гибридного обучения — один из элементов полноценной цифровой образовательной среды (ЦОС). Перевод всего образовательного процесса в диджитал и построение дополнительных цифровых сервисов — одна из стратегических задач ВШМ СПбГУ. Бизнес-школа признана тестовой площадкой для разработки современных цифровых технологий в образовании в рамках стратегии развития СПбГУ. Наш опыт, в случае успеха, будет тиражироваться на весь университет», — рассказывает IT-директор ВШМ СПбГУ Юрий Екимов.

Он поясняет: «Залог успеха — в гибкости и удобстве для всех участников образовательного процесса. Основные сценарии, запрограммированные для аудитории, отображаются на дисплее управления как маленькие эргономически удобные экраны, нажатие на которые запускает все запрограммированные «под ними» возможности. Формат допускает вариант связи между двумя и даже несколькими гибридными аудиториями. Количество преподавателей может быть больше двух, а учащихся — почти неограниченное количество. Все это резко разнообразит инструментарий ведения образовательной деятельности, решает задачу как расширения слушательской аудитории, так и преподавательского состава. Удобно и то, что учащийся, который присутствовал на занятии — или не смог этого сделать — всегда может пересмотреть, «перелистать» в записи то, что было рассказано, так как каждое занятие или лекция выкладывается в «облаках».
Юрий Екимов
IT-директор ВШМ СПбГУ
Невидимые технологические инновации
Компоненты технического решения «гибрида» носят инновационный характер
Невидимые технологические инновации
С точки зрения интерфейса, гибридная аудитория по своей сути — это большой «умный дом», состоящий из десятков различных устройств, каждое из которых имеет свои, и порой крайне специфические, настройки. Всеми устройствами преподаватель управляет с небольшого планшета за кафедрой, и нашей задачей было создать для этого удобный и понятный UI (User Interface).

Основой нашего подхода стал user-centered design: дизайн с ориентацией на пользователя, то есть в нашем случае — на спикера, выступающего в гибридной аудитории. Эмпатия к пользователю для нас означала учет не только технических особенностей оборудования, но и физического окружения (свет, интерьер помещения), а также психологических и поведенческих аспектов преподавания в гибриде. Поскольку использование новых, технически сложных систем так или иначе ассоциировано с определенным стрессом для спикера, мы стремились к максимальному комфорту при взаимодействии с интерфейсом и к доверию пользователей к системе. Для этого использовались метафоры и механизмы навигации, которые уже привычны пользователям благодаря использованию личных гаджетов и других цифровых устройств. При составлении сообщений, инструкций и подсказок в системе мы уделяли особое внимание тональности коммуникаций. Мы придерживались нейтральных и недвусмысленных формулировок без канцеляризмов и жаргона.

Проектируя пользовательский опыт, мы в первую очередь думали не о «фичах» системы, а о целях пользователя. Например, мы намеренно не позволяем спикерам управлять осветительными элементами в аудитории по отдельности, но при этом даем возможность быстро приглушить фронтальную секцию освещения для комфортного показа видеоролика через проекторы. Такой подход позволил нам избежать перегруженности интерфейса. Интерфейс получился простым и интуитивным, и это позволяет начать использование системы без предварительного чтения инструкций. А уже в ходе занятия панель управления не требует к себе никакого дополнительного внимания.

Система управления аудиторией получилась универсальной: она поддерживает два языка, два режима проведения занятий (гибрид и оффлайн), несколько десятков различных конфигураций оборудования. Работа над интерфейсом была по-настоящему масштабной: опираясь на инсайты, полученные от методологов, мы продумали более сотни различных пользовательских путей. В том числе мы проработали нетипичные сценарии использования, предусмотрели в интерфейсе системы своевременные подсказки и заложили логику, которая предугадывает дальнейшие действия пользователя и делает использование системы еще более эффективным».
Андрей Баев
Дизайнер
ОТЗЫВЫ НАШИХ ВЫПУСКНИКОВ
Анастасия Ласковая
Академический директор программы бакалавриата «Менеджмент», доцент кафедры стратегического и международного менеджмента ВШМ СПбГУ.
«Я лично очень люблю новые технологии в преподавании и была даже рада наступлению эры онлайна. Вместе с ним появилась возможность использовать и внедрять в обучение новые интересные инструменты донесения информации до аудитории: интерактивные доски, общие пространства для работы. На очных занятиях, к сожалению, не было возможности использовать многие сетевые инструменты. Но мы все знаем и про недостатки онлайн-взаимодействия: некоторые навыки без личного взаимодействия сформировать просто невозможно.

Главное преимущество гибридного формата, с моей точки зрения — это удобство совмещения классных онлайн-инструментов и очного формата. Он позволяет дополнить очный формат интересными инструментами вовлечения, разнообразить образовательный процесс.

Интерфейс гибрида удобен и прост с пользовательской точки зрения, что называется — интуитивно понятен. Это важно: ведь самый большой страх преподавателя, связанный с техническим усложнением, состоит в том, что придется держать в голове еще больше информации, контролировать не только студентов, но следить одновременно еще и за техникой, доской, проектором, звонком. Этот страх снимается интерфейсом гибридной аудитории», —

Анастасия Никонова
Студентка третьего курса программы «Менеджмент».
«Гибридный формат ВШМ СПбГУ — крутая идея. Я рада, что у нас есть такая возможность. Платформа MS Teams делает этот формат удобным: камера следит за движением преподавателя, а студенты взаимодействуют с ним через экран гаджета, чувствуя очное присутствие, а также видят участников — и в аудитории, и удаленных»
Александр Андрианов
Соруководитель магистерской программы «Корпоративные финансы» (MCF), старший преподаватель кафедры финансов и учета. 
«Работа в гибридной аудитории очень напоминает привычное живое занятие, но с расширенными, благодаря технологическому оснащению, возможностями. По сути, это полноценная очная коммуникация со студентами, поскольку обратная связь с ними налажена вне зависимости от того, где они находятся. Достаточно просто посмотреть на лица, не требуется специально просить включить камеры. Главное — не забывать время от времени включать в обсуждение всех. Поэтому опыт студентов в аудитории и тех, кто подключается извне — практически одинаков, а преподавательский — более насыщен по сравнению с режимом онлайн. Кроме того, приезжая очно в гибридную аудиторию, студенты получают возможность дополнительного неформального общения как с другими учащимися, так и с преподавателем. Так что усвоение материала студентами происходит гораздо эффективнее.Обращает на себя внимание высокое качество видео- и аудиотрансляции. Благодаря тому, что камера сопровождает преподавателя, куда бы он ни пошел, а специальные микрофоны подавляют лишние шумы и делают речь лектора отчетливее, у студентов складывается ощущение присутствия. Это совершенно другое качество обучения по сравнению с онлайном, когда преподаватели, как правило, вынуждены пользоваться обычными ноутбуками со стандартными камерами»
Финальным этапом внедрения гибридного формата обучения в ВШМ СПбГУ стало обучение преподавателей и адаптация контента учебных курсов для работы в новой реальности.

Личное сопровождение преподавателей, пилотные занятия в формате peer-to-peer, консультации по педагогическому дизайну позволяют быстро и эффективно внедрять новую технологию в повседневную практику.
Подробное об этой методологии и использовании ее в проекте гибридной аудитории читайте в интервью экспертов по дизайн-мышлению Татьяны Бобрусь и Ольги Игнатьевой.
В рамках подготовки к работе в гибридных аудиториях мы проводим для преподавательского состава ВШМ СПбГУ два очных занятия в кампусе «Михайловская дача». Первое посвящено знакомству с аудиториями: рассказываем, как с технической точки зрения организовать и провести занятие в новом пространстве, методологически адаптировать учебный курс к гибриду. У преподавателей есть возможность «опробовать все вручную»: самим нажать на все кнопки, запустить процессы, задать вопросы. После этого все получают домашнее задание: для освоения технических особенностей формата, подготовить занятие полностью — от планирования до проведения. Второе очное занятие посвящено демонстрации результатов этой работы и индивидуальному разбору домашнего задания каждого преподавателя.

Все желающие могут индивидуально консультироваться в онлайн по методологии и специфике адаптации своих курсов к гибриду. У преподавателей, в случае необходимости, есть возможность провести дебютное для себя занятие вместе с ассистентом или ещё раз протестировать аудиторию».
Анна Трофимцева
Специалист по пользовательскому опыту, делится подробностями
«За осенний семестр 2021/22 команда планирует обучить 100% преподавателей ВШМ СПбГУ методологии обучения в гибридном формате, часть дисциплин бакалавриата и магистратуры уже реализуется с использованием этого формата.

Параллельно команда продолжает работу по тестированию и оптимизации методологии и технологического решения для обучения в гибридном формате. Будет проведено исследование качества пользовательского и образовательного опытов.

Уже сегодня можно сказать, что гибридное обучение становится одной из методологических инноваций ВШМ СПбГУ в бизнес-образовании. Мы продолжим инвестировать в его развитие и скоро предложим всем заинтересованным партнерам подключиться к процессу»..
Александр Байзаров
Руководитель проекта по гибридному обучению, советник в Банке ВТБ
ОБУЧЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
Большое будущее гибрида
Сегодня команда продолжает работать над проектом по трем основным направлениям: внедрение гибридного обучения в образовательные программы ВШМ СПбГУ, типизация методологии преподавания и технологического решения, распространение опыта в другие вузы и образовательные организации.