Александра Бордунос: «Мы подготовили за день тезисы для конференции размером с полноценную статью»

Руководитель нового направления Центра «Искусственный интеллект в образовании» Александра Бордунос приняла участие в четвертой встрече дискуссионного клуба НАУЧТЕХ.СПБ, организованного сообществом выпускников СПбГУ совместно с агентством научных коммуникаций Pyro.

Тема встречи – искусственный интеллект как помощник ученого. Александра рассказала о процессе проведения исследования с привлечением ИИ-помощников. Мы решили поговорить с Александрой и выяснить, какие возможности даёт ИИ при создании научных работ:
Александра, тема твоего выступления – «ИИ-грамотность, или как мы написали статью за день».
Почему ты решила выступить именно с ней?
— Этим летом в AI-Lab (исследовательский проект Сообщества @methodGSOM прим.) мы изучали ИИ-инструменты для исследователя. Например, разбирались, чем отличается парсинг от вэб-скрапинга; как Тиндер вдохновил на создание приложения по знакомству со статьями – Rayan, как провести интеллектуальный анализ текста (text mining). В конце мы устроили себе своеобразный экзамен-эксперимент: командой за один день подготовили тезисы для конференции размером с полноценную статью (40 тыс. знаков). Уложились в срок, хотя объем выбрали не маленький – почти 200 статей. На следующий день конечно все перепроверили, но результатом остались довольны.

Александра Бордунос,

Руководитель направления «Искусственный интеллект в образовании»

На встрече НАУЧТЕХ клуба Александра рассказала о стратегии подготовки материала от стадии «чистый лист»: где ИИ добавляет ускорения. Тему эксперимента выбрали актуальную для всех – соавторы были вовлечены в разработку курса по подготовке преподавателей в области ИИ для своих университетов и искали правильный подход.
Как ты считаешь, этично ли использовать ИИ-инструменты при написании научных работ?
— Во время весенней работы AI-lab мы уделили внимание публикационной этике в отношении ИИ с позиции издательств. Выяснили, что есть запрет на генерацию текста и данных с помощью нейросетей, но нет запрета на анализ и коррекцию текста. Мы выбрали такие методы исследования, с которыми можно ускориться за счёт разрешённых приёмов: библиометрический анализ и анализ предметного поля. Ключ именно в методах. Зрители встречи НАУЧТЕХ клуба отметили ценность логики, по которой выстроен процесс проведения исследования – последовательность шагов.
По словам Александры, логику написания научной работы можно заимствовать даже без ИИ –
и уже при этом будет ускорение:
— В AI-lab многие отмечают такой эффект как приятный бонус, - делится Александра, - мы изучаем ИИ в разрезе задач преподавателя, например, для подготовки курса или для оценивания студенческих эссе, и в первую очередь крепнем в понимании теории: как нужно/можно готовить курс, что важно понимать при оценивании работ, и вот, что нужно понимать при написании статей..
НАУЧТЕХ клуб и исследовательский проект AI-lab схожи, замечает Александра:
— И там, и там тёплая атмосфера, и разнородный уровень подготовки слушателей. Чем более разношерстная аудитория, тем ценнее освоение таких новых технологий, как ИИ. Дискуссии получаются объемными, глубокими и взаимообогащающими – независимо от того, в какой ты роли. Отличаемся мы наличием учебной программы: в AI-lab есть маршрут и обучающие цели для каждого сезона, точка входа и выхода. В НАУЧТЕХ клубе каждая встреча – независимое событие. Каждый раз оно проходит в новом месте. Но оба проекта объединяет интерес к ИИ в науке.
Сейчас Александра и команда AI-lab завершают работу над белой книгой об ИИ на занятиях и готовят вебинар, на котором команда расскажет о своей работе над книгой и о новостях в мире ИИ для преподавателей.
В работе AI-lab может принять участие каждый член сообщества Method.gsom. Подробней о правилах вступления в сообщество читайте здесь.