Error get alias

ВШМ СПБГУ представила универсальную методику по разработке цифровых образовательных решений для университетов

Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского университета (ВШМ СПбГУ) представила свою универсальную методику по разработке цифровых образовательных решений для университетов в рамках открытого вебинара «Проектируем цифровой образовательный опыт в вузе – на стыке методологии и технологий».
Как ВШМ СПБГУ создала бесшовную цифровую среду для обучения?

Методика ВШМ СПбГУ по разработке и внедрению цифровых образовательных решений для высшего образования основана на принципах дизайн-мышления. Практики дизайна продуктов были расширены и адаптированы под образовательный контекст.

Процесс реализации состоит из пяти этапов, которые можно адаптировать под задачи вуза по мере необходимости.
Этап 1. Постановка образовательной задачи


В зависимости от того, какая задача стоит перед университетом, разработка цифровых образовательных решений может быть выстроена по-разному. Для системной «пересборки» методологии и подходов преподавания необходимо начать с анализа преподавательской традиции и практики, применяемых педагогических сценариев. И только после этого заниматься их трансформацией и обновлением. Сформировав систему педагогических сценариев, университету следует выбрать из них один или несколько для дальнейшего проектирования цифрового образовательного решения. Только после этого проводится глубокий анализ методологических и методических потребностей преподавателей.

Для организации процесса разработки решения и дальнейшего внедрения надо четко зафиксировать образовательную цель и способы измерения ее достижения. Уровень ее достижения будет служить критерием принятия или отказа от определенной функциональности цифрового решения.
Этап 2. Разработка решения

На втором этапе ведется разработка комплексного цифрового образовательного решения, включающего в себя образовательный опыт (learning experience, LX), набор методических принципов, цифровую среду и цифровые инструменты.

Проектирование решения происходит исключительно из методологической рамки и достигается за счет первостепенного внимания к образовательным задачам, методологическим потребностям и образовательному опыту студента.
Этап 3. Тестирование

Когда концепция решения разработана, переходим на этап тестирования, который реализуется в цикле:

Прототипирование
  1. Формирование гипотезы и критериев их валидации
  2. Построение прототипа — от бумажного варианта до полноценного тестового стенда

Тестирование и улучшение
  1. Проверка гипотезы на прототипах
  2. Улучшение решения

Цикл должен быть реализован до тех пор, пока не будут достигнуты поставленные образовательные цели.
Этап 4. Внедрение решения

Успех внедрения нового технологического решения напрямую зависит от настроений и вовлеченности конечных пользователей — преподавателей и студентов. Появление даже лучшего решения является существенным вызовом, так как требует от участников процесса, во-первых, освоения новых навыков, а во-вторых, перестройки всех привычных действий для нового подхода к реализации образовательных задач.

Один из ключевых процессов этапа внедрения — обучение преподавателей работе в цифровой среде.
Высшей школе менеджмента СПбГУ создан Центр преподавательского мастерства в бизнес-образовании. Новая структура занимается внедрением инновационных педагогических методологий и уникальных цифровых инструментов в образовательный процесс, а также обучением и повышением квалификации преподавателей..
Эффективная программа обучения и продвижения не отменяет необходимость поддержки преподавателей и студентов на первых занятиях с использованием нового цифрового решения. По запросу преподавателя должен присутствовать ИТ-специалист или ассистент, знакомый с особенностями функционирования системы.

Через процесс обучения и поддержки на первых занятиях часто выявляются новые педагогические потребности и задачи, которые не были учтены на этапе проектирования. Задача команды внедрения — найти способ удовлетворить уникальные преподавательские потребности в условиях уже разработанного подхода
Этап 5. Контроль качества


В первые месяцы использования крайне важно контролировать качество и дорабатывать решение при возникновении критических разрывов между задачами реализации, возможностями и качеством взаимодействия пользователей с решением.

Здесь могут помочь следующие инструменты:

  1. Цифровая аналитика. Интеграция возможностей аналитики в разработанные цифровые решения позволяет автоматически собирать данные в больших масштабах об эффективности реализации образовательных задач, технической отказоустойчивости, удобстве использования и других параметрах.
  2. Ручные наблюдения. Помимо анализа автоматически собираемых данных необходимо проводить «ручные» наблюдения с использованием оценочных средств, разработанных на этапе тестирования решения. Наблюдения проводятся в течение первого месяца, на третий месяц и опционально на шестой месяц использования.
При возникновении критических разрывов между задачами реализации, возможностями и качеством взаимодействия пользователей с решением, принимается решение о его доработке.
Ольга Дергунова, заместитель президента — председателя правления банка «ВТБ», директор ВШМ СПбГУ, отметила, что за последние два с половиной года образовательный процесс трансформировался, в нем нашли применение новые сервисы, освоено массовое синхронное дистанционное преподавание.
Летняя школа ВШМ СПбГУ стала уникальной площадкой, где участники смогли переосмыслить подходы к методикам преподавания в цифровой среде, протестировать гибридные аудитории и цифровые инструменты ВШМ СПбГУ, продумать, как трансформировать свои преподавательские практики. Разработка и внедрение современных методик преподавания в учебный процесс — важная часть стратегии развития бизнес-школы.

Ольга Дергунова, заместитель президента — председателя правления банка «ВТБ», директор ВШМ СПбГУ
Директор школы экономики и менеджмента Дальневосточного федерального университета Елена Гаффорова уверена, что проектирование образовательных программ, учебных дисциплин — традиционная задача преподавателя. «Но в век развития технологий, век смены поколений студентов эта задача становится вызовом. В рамках летней школы коллективом преподавателей этот вызов был принят. Мы прошли путь от постановки целей до получения рабочих инструментов, которые смогли протестировать. Благодаря прекрасной организации мероприятия мы получили готовые решения, которые уже завтра можно воплощать в нашу практическую жизнь», — поделилась Елена Борисовна.

Как международная бизнес-школа ВШМ СПбГУ всегда стремилась внедрять лучшие мировые практики в преподавании и создавать продукты, которые могут быть полезны другим вузам и корпоративным университетам. Летняя школа доказала: разработки ВШМ СПбГУ в области методик преподавания и цифровых инструментов универсальны и могут широко использоваться в образовании.