Error get alias

Развивать преподавателей как главный капитал и ресурс школы: автор концепции Центра преподавательского мастерства в бизнес-образовании Ольга Алканова о его функциях и задачах

Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского университета (ВШМ СПбГУ) представила свою универсальную методику по разработке цифровых образовательных решений для университетов в рамках открытого вебинара «Проектируем цифровой образовательный опыт в вузе – на стыке методологии и технологий».
Стратегическая цель ВШМ СПбГУ — стать к 2025 году Бизнес-школой №1 в России с уникальной образовательной средой и непрерывно совершенствующимся коллективом. Один из важных шагов на пути к реализации стратегии — создание Центра преподавательского мастерства в бизнес-образовании. Внедрение новых подходов и методик в образовательный процесс, а также обучение преподавателей в ВШМ СПбГУ происходит постоянно. Благодаря Центру появится возможность систематизировать и более эффективно решать эти задачи.

Подробнее о планах рассказывает старший преподаватель кафедры маркетинга, председатель The Assurance of Learning Committee и автор концепции Центра преподавательского мастерства в бизнес-образовании Ольга Алканова.
Ольга Николаевна, когда и как возникла идея создания Центра преподавательского мастерства в бизнес-образовании?

Идея появилась год назад в рамках обсуждения с директором Бизнес-школы Ольгой Константиновной Дергуновой реализации стратегии ВШМ СПбГУ. Мы хотим быть лидером в создании передового образовательного контента. Эта задача распадается на две важные составляющие: как учить и чему учить. Чему учить — это зона ответственности академических директоров программ, руководства Бизнес-школы и Учёного совета ВШМ СПбГУ. Как учить — вопрос, которым мы до сих пор системно почти не занимались. В ВШМ СПбГУ всегда внедрялись передовые методики и технические новинки, особенно процесс подстегнула пандемия, но в основном это происходило реактивно. Появился интересный инструмент или какая-то потребность — собираем преподавателей на семинар, обсуждаем, пишем методические рекомендации, учимся применять. Например, при прохождении аккредитации AACSB потребовалось создать The Assurance of Learning Committee (AoL-комитет) для контроля за результативностью обучения, пандемия ускорила освоение Microsoft Teams, и так далее. В идеале мы хотим иметь план действий, логичную программу обучения, переобучения и поддержки, базу знаний и методичек. Центр преподавательского мастерства в бизнес-образовании должен собрать воедино и институционализировать работу, которая ведётся давно.




Что является стратегической задачей Центра?

Мы видим свою миссию в том, чтобы развивать преподавателей как главный капитал и ресурс школы, а конечным KPI этой работы должно стать повышение образовательного результата у студентов. Основные направления деятельности Центра: внедрение методических и технических инноваций, поддержка преподавателей, а именно, создание программ обучения молодых специалистов, онбординга, консультирование, а также организационное и аналитическое содействие работе AoL-комитета. В сфере образования постоянно что-то меняется: появляются новые инструменты и приёмы, идёт очень много обсуждений, как лучше учить студентов — это и серьёзные исследования, и аналитика Gartner, и отчёты, которые выпускаются разными организациями, ассоциациями. Одна из наших важнейших задач — начать разбираться и мониторить, что и где происходит, чтобы принимать решения о разработке и внедрении новых подходов более обдуманно.




О каких новинках в программном обеспечении и технологиях применительно к Бизнес-школе может идти речь?

Это новые инструменты для проведения опросов, организации интерактива на занятиях, совместной работы. Многое сейчас перенимается из корпоративного сектора — мы как Бизнес-школа должны знакомить студентов со всем, что используется в бизнес-практике. Например, сегодняшние выпускники должны понимать, как работают и зачем нужны виртуальные доски (такие как Miro или Jamboard), владеть навыками совместной удаленной работы (например, с использованием Microsoft Teams). В основном речь идёт о программах, но возможно и внедрение в образовательный процесс принципиально новых технологий, в том числе систем виртуальной и дополненной реальности. Так, исследования возможностей VR — это работа центра Цифровых технологий в образовании ВШМ СПбГУ, а вот адаптация их находок к образовательному процессу — в перспективе и наша задача.




Гибридный формат занятий как самая на данный момент передовая форма обучения сейчас активно внедряется в ВШМ СПБГУ. Какова будет роль Центра преподавательского мастерства в бизнес-образовании в этом процессе?

В этом вопросе мы находимся на фронтире вместе со всеми, кто занимается внедрением гибридного формата. В ряде иностранных вузов он существовал и до пандемии, но системного анализа его плюсов и минусов, особенно при массовом внедрении, практически не проводилось. Последние два года многие учебные заведения экспериментировали с гибридом и столкнулись с определёнными проблемами: возникает очень много методических вопросов, как всё должно работать и как регулировать взаимодействие между разными участниками. Существуют задачи, для решения которых такой способ обучения эффективен, в частности — объединение разных когорт обучающихся без необходимости географической релокации. Где и как применим гибрид, есть ли ограничения, и какие возможны технологические решения, — всё это большая тема для разговора. Сейчас ВШМ СПбГУ совместно с Московским городским педагогическим университетом (МГПУ) реализует совместный проект по изучению гибридного формата в образовании. Речь идёт о серьёзном анализе опыта российских и зарубежных бизнес-школ, и не только бизнес-школ. По материалам этой работы мы планируем запустить обсуждение в виде серии публичных мероприятий, которые могут быть интересны и вузам, и школам, и корпоративным университетам.




Каким образом будет построена работа Центра с AoL-комитетом, функции не будут пересекаться?

The Assurance of Learning Committee надо поддерживать организационно и методически — зафиксировать и задокументировать все процедуры и установить порядок взаимодействия комитета с Учёным советом ВШМ СПбГУ и образовательными программами, вести протоколы и базу данных. В перспективе мы планируем настроить систему аналитики: одно дело непосредственно организация замеров достижения результатов обучения и выработка рекомендаций по улучшению образовательных программ, а другое — систематизация, обработка и хранение всей этой информации.




Какие обучающие программы планирует предлагать Центр преподавателям?

Прежде всего, мы продолжим реализацию инициатив по обучению преподавателей, появившихся за последние несколько лет. Например, с 2020 г. перед началом каждого семестра традиционно проходят семинары «Back-to-school», где мы делаем обзор всех обновлений и изменений в основных цифровых инструментах, используемых в учебном процессе – мы планируем сохранить этот формат. Запланирована обучающая программа для тех, кто будет работать в гибридном формате: уже отсняты видеоролики с инструкциями по технической и инструментальной части, в планах оцифровать семинар по методикам преподавания — сделать его предзаписанным, чтобы у преподавателей была возможность его посмотреть в удобное время заранее, а потом во время встречи непосредственно в гибридной аудитории задать вопросы и попрактиковаться. В ближайшее время начнём работу над программами для новых, приглашённых и молодых преподавателей ВШМ СПбГУ, планируем их реализацию в смешанном формате.




Программы для новых, приглашённых и молодых преподавателей — это будут разные продукты Центра? Расскажите, пожалуйста, подробнее.

Для новых преподавателей запланирована программа онбординга — адаптация, инструктаж и поддержка по всем вопросам. Центр будет участвовать в этой работе, контрибьюторами также являются директора образовательных программ, отдел кадров и другие структуры СПбГУ. Наша миссия помочь преподавателям сориентироваться в ожиданиях ВШМ СПбГУ: как организовать взаимодействие со студентами, какими цифровыми платформами пользоваться. В программах для приглашённых преподавателей акцент делается на требования Бизнес-школы, для начинающих — на методики и приёмы преподавания. Создание программы для молодых преподавателей на ближайшие полгода будет у нас в приоритете.




Чему должны учиться преподаватели и как они сами к этому относятся?

Для нас важно сделать работу Центра не директивной, а востребованной и соответствующей контексту, в котором работают люди. Если мы будем пытаться что-то навязывать, то ничего не получится. Сначала надо разобраться с запросами, потребностями и «белыми пятнами». Бывает, начинаешь говорить про давно известную методику, например, перевёрнутый класс (когда теоретический материал студенты изучают самостоятельно по рекомендациям преподавателя, а на семинарах даётся возможность обсудить полученную информацию), и часть преподавателей удивляется и спрашивает, а что это такое. Это не только вопрос знания разных форматов преподавания, но и понимания, в каких контекстах они работают. Именно поэтому в начале марта мы провели первый методический семинар, чтобы выяснить ожидания, потребности и вовлечь коллег в диалог. По итогам этого семинара стало понятно, что программу обучения молодых преподавателей надо приоритезировать.




Почему работу с молодыми преподавателями надо приоритезировать?

У нас достаточно много начинающих преподавателей и аспирантов, которым нужна поддержка. В российской и международной практике есть проблема — считается, если человек делает исследования, закончил программу аспирантуры и способен создавать знания, то он по умолчанию может эффективно ими делиться. Однако это не так. Молодые преподаватели часто не знают, как читать программу курса, как её адаптировать под себя, как написать свою программу, на что влияет система оценивания, которая озвучивается студентам, и как её использовать для повышения мотивации и вовлечённости, что собственно такое мотивация и вовлечённость, и какие есть приёмы работы с аудиторией — всему этому их никто не учил. Многие не знают особенности психологии и поведения людей разных поколений и разных культур. На эту тему много исследований, и важно, чтобы они были доступны нашим преподавателям. Одни и те же образовательные практики с обучающимися из разных стран будут работать по-разному, так как образовательные модели и формируемые ими учебные привычки отличаются.




Начинающие преподаватели всегда сталкивались со сложностями. Почему для ВШМ СПбГУ сейчас важно решить эту проблему?

С этой проблемой сталкиваются преподаватели всех вузов. В результате глобальной доступности информации меняется роль преподавателя: студентам больше не нужно приходить на занятия, чтобы получить информацию по какой-либо теме. Соответственно, преподаватель из транслятора знаний становится собеседником и активным соучастником образовательного процесса, его задача — помочь разобраться и научить применять знания, а это совсем другие практики. Разделение занятий на лекции и семинары становится менее очевидным, а лекция перестаёт быть лекцией в классическом понимании. Кто-то приходит к новым подходам через опыт, но это занимает время и предполагает поиск методом проб и ошибок «по живому». Зачем проводить через такое молодого специалиста, если мы можем поделиться инструментами и объяснить, как что работает? Важно, чтобы первый опыт в аудитории не сформировал у начинающего преподавателя негативного отношения к профессии, потому что на самом деле это потрясающая и заряжающая энергией работа.



В ВШМ СПбГУ давно существует проект Knowledge Cafe, где преподаватели делятся друг с другом наработками и педагогическими идеями, эта работа продолжится?

Мы планируем взять Knowledge Cafe под крыло Центра и намерены помогать Татьяне Николаевне Клёминой с организацией регулярных мероприятий, систематизацией и обработкой итоговых материалов. К сожалению, одна из нереализованных идей вокруг Knowledge Cafe — это подготовка небольшой, но содержательной публикации с выводами и инсайтами, к которой можно было бы возвращаться, чтобы не пересматривать запись встречи. На Knowledge Cafe, как правило, приглашаются спикеры, которые разобрались в той или иной теме и готовы поделиться опытом, а для методического семинара мы выбрали формат фокус-группы, где проводим проработку проблемы, собираем информацию и обратную связь. Обе формы правильные. Я думаю, что мы будем чередовать методические семинары и Knowledge Cafe, и проводить по одному мероприятию раз в 1-2 месяца.
.