МЕТОДИКА ВШМ СПбГУ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ГИБРИДНЫХ ЗАНЯТИЙ
Гибридное занятие – это синхронное занятие для онлайн- и офлайн-студентов, проводимое преподавателем из специально оборудованной гибридной аудитории.
Гибридное занятие – это не простое сочетание методологии онлайн- и традиционных офлайн-занятий. Для гибридных занятий критически важна специальная подготовка, адаптация курсов под новую специфику общения, контроля усвоения информации.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ рассказывает материал занятия, делает пометки на слайдах, отвечает на вопросы студентов
ОФЛАЙН-СТУДЕНТЫ видят слайды преподавателя, задают вопросы с места и слышат вопросы своих онлайн-коллег
ОНЛАЙН-СТУДЕНТЫ без труда следят за преподавателем и его рассказом, слышат все, что происходит в аудитории, могут быстро уточнить информацию в интернете
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ задает вопросы в аудиторию и видит поднятые руки онлайн и очных студентов
ОФЛАЙН-СТУДЕНТЫ отвечают с места и видят своих коллег на переднем экране
ОНЛАЙН-СТУДЕНТЫ поднимают руку и отвечают, когда им дают слово. Они видят у себя на экране слайд с вопросами и вид на аудиторию
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ находится в аудитории, модерирует выступления
ОФЛАЙН-СТУДЕНТЫ выступают за кафедрой и выводят свои слайды
ОНЛАЙН-СТУДЕНТЫ отображаются на одном экране крупным планом, на другом экране отображается их контент
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ работает с интерактивной доской, создает заметки и схемы
ОФЛАЙН-СТУДЕНТЫ подключаются с личных устройств и участвуют в совместной работе
ОНЛАЙН-СТУДЕНТЫ видят доску Miro прямо в звонке Teams и участвуют в совместной работе
Педагогический дизайн курсов должен учитывать равные учебные возможности для студентов онлайн и оффлайн, позволять стимулировать вовлеченность и взаимодействие двух групп, что обуславливает пересмотр сценария занятий, особенности выбора цифровых инструментов и вариантов заданий, выработку привычки у преподавателя по работе в равной степени с обеими группами студентов одновременно.
Как устроено гибридное занятие
В то же время со стороны студентов важна дисциплина поведения (например, обязательного участия с включенной камерой), в том числе для создания того самого эффекта полного присутствия, которого мы добиваемся. И включение этих правил игры в явном виде в своеобразное «соглашение об обучении» (learning contract) со студентами способствует улучшению опыта от гибридного процесса для всех участников.
«Бесшовный» образовательный опыт для студентов онлайн и офлайн (минимизация разницы воспринимаемого образовательного результата)
Разработка методических указаний с опорой на UI/UX тестирование и по итогам проведения пробных занятий и мероприятий
Общий принцип
Подход с точки зрения методологии преподавания гибрид — не аналог и не замена обычным («офлайн») занятиям, это другая форма занятий
Особенности педагогического дизайна в гибриде
лекция
дискуссия
групповая работа
презентация проекта
В основе работы 4 базовых сценария занятия:
Дисциплина начала занятия для всех участников (онлайн и офлайн) Включение камер онлайн-участниками в течение всего занятия Выступление в дискуссии только по «приглашению» преподавателя
Требования к студентам:
Разделение группы на офлайн- и онлайн-участников определено заранее (либо запланированная ротация от занятия к занятию, либо фиксированное распределение на весь курс) Организация и подготовка занятия Переключение между форматами в течение занятия разумно ограничено Модерация любой дискуссии обязательна
Подготовка:
НАУЧИТЬСЯ ПРЕПОДАВАТЬ В ГИБРИДЕ МОЖНО НА СТАЖИРОВКЕ В ВШМ СПбГУ