Легально используем ИИ в научной работе: Ученый совет ВШМ СПбГУ утвердил Политику ИИ

Коллектив авторов при участии специалистов Центра создал Политику применения ИИ в сфере высшего образования
Политика применения инструментов генеративного искусственного интеллекта (ГИИ) в процессе обучения, подготовки курсовой и выпускной квалификационной работы учащимися, исследователями и преподавателям была утверждена Ученым советом ВШМ СПбГУ в первой половине ноября. С ней можно ознакомиться на сайте ВШМ СПбГУ.
Политика была разработана коллективом ученых при участии директора Центра преподавательского мастерства ВШМ СПбГУ Ольги Алкановой и руководителя направления «Искусственный интеллект для образования» и проекта AI Lab Александры Бордунос:
– На сегодняшний день у нас есть, с одной стороны, огромное множество доступных программ и решений, основанных на ГИИ, а с другой – недостаток инструментов достоверной диагностики применения ГИИ при выполнении работ, – рассказывает Ольга Алканова, – здесь нас ждет такая же борьба решений, как в случае проверки на наличие плагиата. В то же время ГИИ – это инструмент решения задач, и ближайшие годы будут посвящены поиску баланса его применения в решении аналитических и творческих задач.
Эта Политика – уникальный документ, регламентирующий как, когда и где можно использовать ГИИ в сфере интеллектуального труда. Всего в вузах Российской Федерации существует несколько подобных документов, и политика ВШМ СПбГУ стала одной из первых:
– Наша работа началась ещё в июне, – рассказывает Александра Бордунос, – почему не раньше? Во-первых, ожидалось, что решение будет принято на более высоком уровне, но пока этого не произошло. Во-вторых, достаточно трудно договориться о терминах. Например, многим преподавателям не понятно, что такое искусственный интеллект, можно его употреблять в юридическом поле? Поэтому мы начали с экспериментов в рамках AI Lab, поиска надежных источников информации, на которые можно опереться, обмена опытом между преподавателями, исследователями.
К июню авторам Политики уже были доступны разнообразные источники: регламенты использования ГИИ других вузов, издательств и международных организаций – например, ЮНЕСКО. В результате полугодовой коллективной работы получилось создать документ, одновременно регулирующий использование ГИИ при написании работ и дающий преподавателям пространство для манёвра при определении правил в рамках своих дисциплин:
– Коллектив авторов выбрал формат короткой Политики с разъяснениями того, что можно, и что нельзя использовать в контексте ГИИ. Но это только первый шаг, – объясняет Александра Бордунос, - далее преподаватели могут обозначить более строгие правила в виде памятки для студентов и регламентирующих пояснений в программах своих дисциплин. Мы также подготовили белую книгу с пояснениями и рекомендациями для студентов при написании ими квалификационных работ.
– Естественно, остаются вопросы того, как регламентировать ситуации, когда нам необходимо проконтролировать неиспользование ИИ студентами, – рассказывает Ольга Алканова, – но в этой области на первое место выходит педагогический дизайн и поиск способов проверки достижения образовательного результата с учетом необходимости соблюдения ряда ограничений.
Создание Политики – первый шаг на пути к укрощению ИИ преподавателями
– При создании Политики мы столкнулись с новым вызовом: не все преподаватели знают о каких-либо ГИИ-помощниках, кроме пресловутого чата GPT. А регулировать то, что ты не знаешь – затруднительно. Мы затеяли серию вебинаров на тему ГИИ, и в том числе в сентябре делились идеями, как включить ГИИ в занятия, а в ноябре – провели дискуссию на тему этики, – делится Александра Бордунос.
Новости о следующих вебинарах можно узнать в наших соцсетях – Телеграме и ВК, а также на нашем сайте.