Можно ли провести гибрид без многомиллионного оборудования? Отвечает наша новая белая книга
Центр преподавательского мастерства в бизнес-образовании ВШМ СПбГУ вместе с коллегами из Сибирского федерального университета выпустил новую белую книгу «Апробация гибридного формата в обычной аудитории». Книга была написана в результате проведения серии методических экспериментов по гибридным занятиям в обычной аудитории.
Гибридное обучение – синхронное обучение, при котором часть студентов присутствует на занятии офлайн, а часть подключается дистанционно. Главный принцип гибридного обучения —создание равноценного опыта для всех студентов.
В новой белой книге авторы исследуют вопрос, возможно ли достижение качественного образовательного результата и равноценного опыта для студентов в университетских аудиториях без специального оборудования.

За изучение этого вопроса на практике взялись преподаватели Сибирского федерального университета. Со стороны СФУ приняли участие Юлия Черкасова – доцент базовой кафедры цифровых финансовых технологий Сбербанка России СФУ, и Светлана Козлова – доцент, руководитель научно-учебной лаборатории моделирования и оценки финансово-экономической безопасности и рисков субъектов экономической деятельности СФУ.
- Юлия Черкасова реализовала сценарии лекции и семинарского занятия, а Светлана Козлова — практическое занятие с работой в смешанных группах. Оба эксперимента проходили в обычных, стандартных аудиториях, но в гибридном формате:

– Перед преподавателями стояла сложнейшая задача, — делится Дарья Викулова, руководитель направления «Гибридное обучение», — создание равноценного опыта для каждой категории студентов является не только важным условием гибридного обучения, но и главным методическим вызовом. В ВШМ СПбГУ эта задача решается, с одной стороны, методически — через обучение преподавателей проектированию занятий в гибридном формате, а с другой — технологически, посредством специальных гибридных аудиторий, разработанных нашей командой. Проведение гибридных занятий в обычных аудиториях -- задача, требующая исключительной методической подготовки и тщательной координации действий между преподавателем и студентами
- По мнению Юлии Черкасовой, эксперимент показал преимущества и недостатки гибридного формата обучения в обычных аудиториях:

– С одной стороны, отсутствие должного технического оснащения требует большего времени на подготовку, продумывание возможных заминок из-за отсутствия специального оборудования. Преподавателю нужно контролировать, чтобы его было хорошо видно и слышно онлайн аудитории, – объясняет Юлия Черкасова, – но с другой – не нужно специальной подготовки для работы со сложным оборудованием, можно проводить занятия без техподдержки. Вполне подойдет для разовых занятий, консультаций или встреч в смешанном формате.
Светлане Козловой проведение занятий гибридного помогло лучше понять потребности студентов:

– Самый неожиданный вывод был связан с образовательной аналитикой, – рассказывает Светлана Козлова, – в ходе гибридных занятий происходит генерация больших объемов данных об образовательном процессе, что открывает новые возможности для анализа и мониторинга образовательного опыта, а также сбора обратной связи от студентов. Это позволило мне лучше понять потребности обучающихся и адаптировать методические подходы для повышения эффективности образовательного процесса. Помимо этого, хочу отметить, что в гибридном формате студенты становятся более активными участниками процесса, организуя трансляции и выполняя совместные задания в онлайн-сервисах, участвуя в групповых обсуждениях, что улучшает их технические навыки и умение работать в команде.
По результатам эксперимента авторы выделили основные методические вызовы, которые стоят перед преподавателями в гибридном формате: сложность в организации занятия, потери времени на переключение между интерактивными заданиями, необходимость тщательно проектировать каждую минуту занятия, а также высокие требования к технической подготовки как преподавателя, так и студентов.

Презентация белой книги «Апробация гибридного формата в обычной аудитории» и обсуждение результатов экспериментов пройдет 18 декабря в 16:00 на вебинаре Центра преподавательского мастерства в бизнес-образовании. С белой книгой можно ознакомиться на сайте Центра.